Экспресс до Толмачёво может успеть в расписание 2023 года

Губернатор Андрей Травников считает реальным запуск электрички между Новосибирском и аэропортом Толмачёво не поздней 2023 года. Соответствующее соглашение о намерениях подписали правительство региона, мэрия областной столицы и ЗСЖД.

Развитие новосибирского международного аэропорта остаётся приоритетным инвестиционным проектом, с которым власти связывают позиционирование региона как главного транспортно-логистического центра Сибири. На итоговой пресс-конференции в конце декабря Травников назвал главным достижением года успешную координацию усилий и ресурсов частных инвесторов, и государственных структур для комплексной реконструкции Толмачёво. Она включает полное обновление пассажирской и аэродромной инфраструктуры, а также создание новых грузовых мощностей (в первую очередь, почтово-логистический центр Почты России, который уже в ближайшие месяцы войдёт в эксплуатацию и будет обрабатывать по миллиону посылок в сутки). В начале нового года аэропорт остаётся на первом плане перспективного развития в глазах областного руководства.

После каникул губернатор подписал с мэром Анатолием Локтем и начальником Западно-Сибирской железной дороги Александром Грицаем соглашение по развитию железнодорожного транспорта в Новосибирской области на 2020-2025 годы. «Это реализация нашего совместного проекта «Городская электричка», обеспечение эффективной деятельности предприятия «Экспресс-пригород», проработка перспективных проектов, в частности проекта продления пригородного железнодорожного сообщения до аэропорта Толмачёво, проекта железнодорожного сообщения со столицами соседних регионов, что для нашего Новосибирска тоже чрезвычайно важно», – комментировал Травников.

Последние два упомянутых проекта связаны между собой. Через Толмачёво с каждым годом летает всё больше пассажиров из соседних регионов, которым было бы максимально удобно приезжать в Новосибирск на скоростных электричках и добираться до аэропорта на железнодорожном экспрессе мимо пробок.

ЦДЖ в конце года рассказывал о начале работы над проектом организации железнодорожного сообщения с аэропортом, в который включилась ЗСЖД и областное министерство транспорта. Стороны вышли на обсуждение экономического обоснования проекта. Тем не менее, про перспективы появления местного аналога московского аэроэкспресса в трёхстороннем соглашении записано всего лишь одно предложение: «[Стороны] прорабатывают возможность организации железнодорожного сообщения с аэропортом Толмачёво». На прошлой неделе появились некоторые подробности. На Гайдаровском экономическом форуме в Москве Травников сообщил ТАСС о возможности запустить электричку между Новосибирском и Толмачёво до молодёжного чемпионата мира по хоккею 2023 года.

«Долгосрочный этап – это продление железнодорожного сообщения до аэропорта Толмачево. Там есть идеи, и на первых порах можно использовать существующую инфраструктуру. РЖД сегодня прорабатывает необходимые мероприятия для того, чтобы сегодня те железнодорожные грузовые ветки, которые есть в районе Толмачево, использовать для движения электричек в аэропорт. Я думаю, что это можно будет реализовать до знакового события, к которому мы все готовимся, – до чемпионата мира по хоккею среди молодежных команд», – заявил Травников. Фактически ветка до территории Толмачёво существует. Это промышленный путь, используемый в основном для подвоза топлива. Источники ЦДЖ рассказывали, что один из вариантов пассажирского сообщения в данном контексте – запуск так называемого «рельсового автобуса» из одного или нескольких вагонов. Такие решения РЖД применяет в некоторых регионах. Это гораздо дешевле запуска аэроэкспресса. Но насколько эффективен такой подход на долгосрочную перспективу? Особенно если учесть, что использование существующих веток значительно усилит нагрузку на Станционную, где железнодорожные переезды дополнительно тормозят и без того вялое движение.

Вероятный сценарий – временный компромисс с последующим строительством новой ветки. «Там требуются серьёзные вложения со стороны Западно-Сибирской железной дороги, потому что растёт нагрузка на Транссибирскую магистраль. Если ещё в 2017 году наши коллеги предполагали, что существующую инфраструктуру можно использовать и для грузовых, и для пассажирских перевозок, то сегодня, с учётом темпов роста грузопотока, есть понимание, что в перспективе мы можем просто «заткнуть» этот участок. Поэтому Олегу Валентиновичу Белозерову был презентован проект строительства выделенного пути. В целом он поддержан, идёт обоснование включения проекта в инвестпрограмму РЖД», – заявил Травников в комментарии. 

Отметим, что в 2019 году пассажиропоток Толмачёво почти достиг 7 млн человек. Это уровень, с которого профильные инвесторы готовы обсуждать аэроэкспресс как проект с эффективной экономикой. Если аэропорт сохранит динамику по приросту, желание инвестировать в электричку появится не только у РЖД.

Другие новости