Строительство Центрального моста увязло в бюрократии

Финансирование строительства Центрального моста опережает фактические объёмы работ, что пугает областных чиновников. Сорвать срок строительства переправы пока никто всерьёз не боится, поскольку у сторон проекта есть поводы винить друг друга.

В начале августа ЦДЖ рассказывал о проблемах, накопившихся вокруг концессионного проекта по строительству и последующей эксплуатации четвёртого новосибирского моста через Обь, заключённого правительством региона с «Сибирской концессионной компанией» – «дочкой» группы «ВИС». После публикации некоторые ответственные работники, включая директора ГКУ «Мост» Юрия Алексеевского, поспешили опровергнуть часть опубликованных тезисов и задать оптимистичное настроение, будто все сложности скоро разрешатся, и строительство будет завершено в срок. Прошло ещё полтора месяца, но на стройке и вокруг неё ничего не меняется. До срока сдачи моста, указанном в концессии, остаётся меньше 3 лет и 3 месяцев. Год и три квартала из пяти, отведённых на подготовку и строительство, незаметно прошли в бумажной волоките. И бюрократические вопросы ещё не решены.

2 июля 2018 года правительство Новосибирской области, СКК и Газпромбанк заключили прямое соглашение. В реализации такого дорогого и долгосрочного проекта это второй по значимости документ после концессионного соглашения. Прямое соглашение регламентирует взаимодействие концедента, концессионера и финансирующей организации. Документ предусматривает разные сценарии. В том числе, выбытие концессионера из проекта.

Вслед за прямым соглашением концессионер и Газпромбанк должны были подписать кредитный контракт, регламентирующий сроки, суммы и обязательства. Однако этого до сих пор не произошло. Формально сроки нарушены, и финансирующая организация могла бы выйти из проекта. Или, по договорённости с правительством региона, вывести из проекта концессионера. Но в Газпромбанке сохраняют готовность участвовать в нынешнем составе концессии. Банкиры могут позволить себе ждать. Они ничего не теряют в любом случае. Чего не скажешь о чиновниках, выделяющих бюджетные средства на стройку, и концессионере, несущем ответственность за их освоение.

Напомним, что львиная доля затрат оплачивается федеральным грантом на 26 млрд рублей. 8,3 млрд добавляет концессионер. Из этой суммы собственные средства компании составляют 2,4 млрд рублей, а 5,9 млрд должен составить банковский займ. Общий бюджет проекта составляет почти 41 млрд рублей, включая немалые расходы на подготовку проектно-сметной и конкурсной документации, а также на расчистку площадок под строительство мостового перехода и развязок.

Суммы большие, и на первый взгляд может даже показаться, что миллиардом больше или меньше – принципиальной разницы нет. Но на самом деле разница более чем критична. Концессионное соглашение с «ВИС» основано на проведённой в 2015 году экспертизе, оценившей строительство моста в 31 млрд рублей. А для выделения федерального финансирования в 2017 году была проведена оценка Главгосэкспертизы, по итогам которой смета строительства уменьшилась почти на миллиард.

ЦДЖ рассказывал про этот непредвиденный «ярд», из-за которого проект, ещё не начавшись, стал дороже фактической сметы. В комментариях для РБК «Мост» и СКК опровергли факт подорожания строительства, как будто тут и проблемы нет. На самом деле проблема нестыковки цифр чревата серьёзными последствиями, и стороны проекта обсуждают перепроектирование моста, чтобы вместе одного пилона сделать два.

Количество пилонов влияет на стоимость и сложность проекта. Второе – немаловажный фактор: у СКК до сих пор нет подрядчика, готового взяться непосредственно за мостовой переход в один пилон. На объекте в принципе нет легитимного генерального подрядчика, после того, как в мае 2019 года этого статуса лишилась ДСК «Автобан». Концессионер назначил генподрядчиком свою же производственную фирму «ВИС», но она не соответствует требованиям концессии и не согласована в этом статусе Газпромбанком и правительством.

Специалисты утверждают, что в России буквально одна-две компании могли бы решиться строить такой большой мост с одним пилоном. Учитывая, насколько узок рынок, можно смело предположить, что переговоры с потенциальными подрядчиками уже состоялись и вдохновляющих результатов не принесли. Двухпилонный мост – задача проще, здесь выбор подрядчиков шире.

Перепроектирование моста само по себе займёт месяцы, и месяцы понадобятся на повторное прохождение Главгосэкспертизы. Оптимизация поможет решить проблему с лишним «ярдом», но, скорее всего, потребует изменения сроков концессионного соглашения. В областном минтрансе и в ГКУ «Мост» считают, что СКК уже могла бы начинать строительные работы. В том числе, используя собственные и кредитные средства, что подразумевается кредитным соглашением. Но в «ВИС» настроены осваивать сначала государственные деньги, а потом уже собственные. К тому же, у концессионера есть встречные претензии к областным властям: площадка под строительство не готова.

Похожая история была при строительстве Бугринского моста. Мэрия Новосибирска сильно затянула подготовку площадки, из-за чего пришлось менять в контракте с «Сибмостом» сроки строительства. В итоге мостостроители насчитали убыток в 2,5 млрд рублей, но не смогли отсудить эти деньги у мэрии.

В 2019 году у «Моста» сорвались уже три тендера на вынос коммуникаций и подготовку площадки под строительство. На прошлой неделе ГКУ объявило отдельный конкурс на переустройство канализации и водопровода в створе будущего моста. Начальная стоимость контракта почти 136 млн рублей. Посмотрим на результат. Пока подрядчики на вынос коммуникаций просто не заявляются: потенциальный заработок на таких контрактах выглядит скудным на фоне громадных рисков, связанных с повышенным вниманием правоохранительных структур. Напомним, что год назад компании «Росстрой» и «СибСтрой Альянс» боролись за первый контракт по выносу коммуникаций из створа будущего моста. Цена вопроса была 338 млн рублей. Подряд достался «Росстрою», но он так и не был полностью выполнен. И вряд ли будет: директор компании Константин Михайленко с мая сидит в СИЗО как обвиняемый в мошенничестве при строительстве коллектора в Бердске. А директора «СибСтрой Альянса» Александра Ерёмина уже осудили за мошенничество при ремонте водовода по контракту МУП «Горводоканал».

В начале августа концессионер был готов уже взяться за площадку самостоятельно, в силу особых обстоятельств, а значит, без торгов, и, соответственно, по верхней планке стоимости работ. Но рассчитывал получить авансом 30-50% стоимости. А областное правительство заняло жёсткую позицию: оплачивать работы только по факту. На этом у СКК пропало желание готовить площадку самостоятельно.

На фоне местной неразберихи Федеральное дорожное агентство продолжает исправно присылать средства. 400 млн рублей уже передано концессионеру. В августе подписано соглашение о передаче ещё 580 млн. Сейчас решается вопрос ещё об 1,2 млрд рублей, которые могут прийти в регион до 31 октября. Согласно графику работ, представленному концессионером в правительство, освоение этих средств запланировано на 2020 год. Местным чиновников это существенно осложнит отчётность, поэтому они предлагают отложить транш на время после Нового года. А по обычной практике, январь-февраль «мёртвые» месяцы: отложенные деньги придут не раньше, чем к началу весны, что станет дополнительным тормозом для проекта, поскольку, повторимся, свои средства «ВИС» вкладывать не спешит, а Газпромбанк и вовсе пока сидит без ангажемента.

Готовность ФДА финансировать новосибирский мост остаётся под угрозой из-за нерешённой проблемы отличий в титулах объекта. В концессионном соглашении между областным правительством и СКК в титуле обозначено строительство автомобильного моста через Обь в створе улицы Ипподромской. А в соглашении правительства с ФДА, на основании которого идут деньги из бюджета, в титуле указаны мост, нулевой этап и развязки. Из-за этих бюрократических разночтений передача федеральных средств концессионеру с точки зрения придирчивых чиновников и силовиков может показаться незаконной. В комментарии РБК глава ГКУ «Мост» неопределённо заявил, что вопрос по исправлению недочетов обсуждается.

Недочётов много, их сложно перечислить в одной статье, а времени на строительство остаётся всё меньше. Вероятно, чиновники считают, что ответственность за срыв проекта можно будет переложить на «ВИС». Концессионер считает, что проблемы можно будет списать на нерадивость чиновников, потерявших год на подготовке площадки. Коль скоро часть федеральных денег уже освоена, проект уже прошёл точку необратимости, так что либо у всех будет грудь в крестах, либо у кого-то голова в кустах.

Другие новости