Стратегии развития региона не хватает тактики

Два комитета заксобрания отказались одобрить предложенный минэкномразвития план реализации Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. Депутаты требуют конкретных сценариев, которые можно наглядно объяснить избирателям.

До 2018 года Новосибирская область жила в парадигме Стратегии социально-экономического развития, рассчитанной до 2025 года. Тот документ был принят при бывшем губернаторе Владимире Городецком и запомнился жаркими спорами на заседаниях комитета по бюджетной политике Законодательного собрания о критериях оценки эффективности. Стратегия развития до 2030 года была разработана по инициативе нынешнего губернатора Андрея Травникова. По ходу работы над документом областные депутаты предлагали конкретизировать задачи и пути решения.

После обсуждения проекта на круглых столах и проработки в комитетах сессия приняла его 21 декабря 2018 года большинством голосов. С этого момента началась работа над тем, как, собственно, воплощать стратегию. Политики говорили об этом, в том числе, на февральском форуме «Сибирское лидерство – стратегия успеха». «Обозначив себе здоровые, амбициозные цели, определив целевые мегаиндексы и макропоказатели, мы с вами здесь и сейчас должны принимать решения, исходя не из понятия «территории» вообще, а для конкретного села с конкретным названием, призывал на форуме спикер заксобрания Андрей Шимкив. – Не из понятия «население», а для конкретного пенсионера с фамилией. Не для образования в целом, как сферы, а для конкретной школы с адресом... Я именно так понимаю свою персональную задачу по реализации стратегии, и, думаю, что вы понимаете её так же».

Сама по себе стратегия наполнена прекрасными замыслами, но решение практически каждой задачи должно подразумевать какие-то мероприятия, требующие тех или иных ресурсов. Проект комплексного плана по реализации стратегии разработало министерство экономического развития и внесло на обсуждение в заксобрание с перспективой принять его на первой осенней сессии. Это можно считать политическим дебютом и.о. министра Льва Решетникова. Он впервые в статусе главы министерства отстаивает столь масштабный документ в диалоге с депутатским корпусом.

Первый заход сложился безуспешно. На прошлой неделе комитет по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям отказался поддержать предложенный проект. Замминистра Виталий Шовтак, представляя план, перечислял позитивные тезисы стратегии – максимально раскрывать потенциала человека, развивать человеческий капитал и социальную сферу, растить конкурентоспособную экономику с высоким уровнем предпринимательской активности, создавать современную безопасную среду. Стратегия пересматривает снижение уровня бедности до 4,5%, увеличение продолжительность жизни до 80 лет, рост в 2,2 раза реальной зарплаты, подключение 100% сельских жителей к интернету, рост населения до 3 млн чел, рост инвестиций более чем в 3 раза, рост ВРП до 3,6 трлн рублей.

У депутатов, по сути, был один вопрос – как? «Это не план мероприятий, а конкретизация стратегии. Если бы сказали – мы прокопаем канал от Оби до Амура – это мероприятие. Будут плыть корабли в Китай и возить пшеницу. А что за мероприятие – развитие экспорта? Я своим избирателям это объяснить не смогу», – заявил зампред комитета Денис Субботин. Депутат Михаил Вересовой отметил, что отсутствие в плане предложений по финансированию означает отсутствие конкретных действий: «То есть просто поговорим, что мы должны жить лучше». «План – это больше политический документ. Но если так, то он на сегодняшний день абсолютно не отражает реалии жителей нашей области», – заявил зампред комитета Роман Яковлев и потребовал показать картину, подразумевающую реальные шаги.

Проект программы раскритиковали почти все члены аграрного комитета. «У бюджетного комитета вопросы того же порядка. Нет причинно-следственной связи между тем, что имеем, что получим и как этого достигнем», – заявила присутствовавшая на заседании Ирина Диденко, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. В итоге депутаты решили отправить проект на доработку в рабочей группе с участием представителей минэкономразвития и министерства сельского хозяйства, а после рассмотреть вопрос повторно.

17 сентября для презентации того же проекта плана реализации стратегии на заседание комитета по транспортной, промышленной и информационной политике прибыли сразу четверо глав министерств. Компанию Решетникову составили министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский, министр цифрового развития и связи Анатолий Дюбанов и министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Андрей Гончаров. Столь представительная делегация содокладчиков не смутила депутатов. Выслушав чиновников, они указали на те же пробелы в конкретике.

Депутат Александр Барсуков процитировал заключение департамента заксобрания по социально-экономическим вопросам: «Отсутствие в проекте информации о содержании, сроках и результатах реализации конкретных мероприятий, а также об объёмах финансирования и целевых индикаторах в разрезе мероприятий не позволяет оценить достаточность мероприятий и ресурсов для достижения целей и решения задач». Об отсутствии конкретики и представления о необходимых ресурсах также заявили вице-спикер ЗС Владимир Карпов и депутат Владислав Кошкин. «Перечень мероприятий, по мнению коллег из комитета, должен иметь имеет более широкий спектр действия. У нас, например, есть мегамероприятие – взаимодействие с ОАО «РЖД» по дальнейшему развитию. Развитию чего? Каких направлений? Конкретики нет. Также по речному транспорту», – заявил глава комитета Фёдор Николаев, комментируя отказ поддержать проект.

Решетников признал необходимость дорабатывать документ. На то, чтобы конкретизировать мероприятия, суммы и сроки, у чиновников совсем немного времени. Специально для повторного обсуждения плана комитеты заксобрания готовы собраться вновь перед сессией, намеченной на 3 октября. Судя по обилию вопросов разного профиля, для депутатов вопрос мероприятий по разработке стратегии стал достаточно принципиальным, чтобы не жалеть времени для достижения желаемого результата. Если вспомнить про примеры с доработкой концессии на четвёртый мост, снизившей её стоимость с 91 до 48 млрд рублей, с изменением условий концессии на мусоросортировочные заводы, с законами об инвестициях и об управлении госсобственностью, неудивительно, что депутатский корпус упирается ради конкретики в реализации долгосрочной стратегии развития региона. Речь о плане действий на следующие десять лет. Работа над ним окажется бессмысленной, если уже в следующем созыве депутаты будут вынуждены признать его нежизнеспособным.

Другие новости