Контрреволюция Локтя

24 сентября Анатолий Локоть официально продлился на второй срок работы мэром Новосибирска. По форме вступление в должность было почти таким же, как в 2014 году, но, по сути, совершенно другим: мэр-оппозиционер всецело слился с истеблишментом.

Кто же кого одолел за прошедшие 5 лет? Хитроумный революционер Локоть сумел разыграть карты так, что заставил считаться со своими интересами, став неизбежным и необходимым союзником партии власти для сохранения стабильности и управляемости в Новосибирской области? Или Левиафан в лице государственной машины обломал-обтесал вчерашнего оппозиционера так, чтобы он ради сохранения карьеры потрудился вписаться безропотной шестерёнкой в жёсткий механизм действующей власти?

Вступление мэра в должность в просторечии называют инаугурацией, но юридически это происходит на внеочередной (и, фактически, выездной) сессии Совета депутатов Новосибирска. Поэтому ведущим мероприятия является председатель горсовета. В апреле 2014 года церемонией руководила Надежда Болтенко. Нынче распорядителем был Дмитрий Асанцев. Болтенко с вымученной улыбкой передавала ключи от города захватчику. Асанцев излучал радость, что всё остаётся как есть. При том, что и Надежда Николаевна, и Дмитрий Владимирович единороссы с большим стажем, ветераны «партии власти», столпы новосибирского истеблишмента.

Совсем другие лица были и в зале. Собственно, и зал поменялся. Вместо похожей на междусобойчик скромной церемонии в символично выбранном для этого Доме Ленина нынче инаугурация прошла с большой помпой в зале имени Каца. По-губернаторски. Собственно, в том и было послание. Локоть мог бы ещё год назад в этом зале принять присягу губернатора, если б решился бросить вызов Андрею Травникову и победить. Но предпочёл путь компромисса и пожал его плоды, без проблем переизбравшись на новый срок при поддержке главы региона, которому он уступил дорогу в 2018 году.

Поздравляя Локтя с трибуны, Травников предложил считать результат выборов мэра не просто политической победой, а «твёрдым подтверждением» поддержки избирателей курса действующей власти. Поскольку при архинизкой явке за Локтя проголосовало лишь 10% новосибирских избирателей, твёрдость подтверждения вызывает некоторые вопросы. Но губернатор не дал сомнениям завладеть умами, пообещав мэру свою дальнейшую поддержку. Зал взорвался аплодисментами. Истеблишмент доволен консенсусом властей, поскольку рассчитывает на дальнейшие выгоды от предсказуемой политики компромиссов.

Вернёмся к лицам. В 2014 году в зале была весьма неоднородная палитра. Главного соперника Локтя единоросса Владимира Знаткова на церемонии не было. Но команда ЕР во главе с врио губернатора Владимиром Городецким была более чем представительной. Друзья, коллеги, однопартийцы Знаткова, оставшиеся при мандатах и получившие перспективу повышения в правительство региона, снисходительно смотрели на Локтя: мол, посмотрим, как ты тут будешь выкручиваться.

Но в зале их уравновешивало большое количество свежих лиц, представляющих оппозиционную коалицию политиков и общественников, поддержавших нового мэра. Вместе с коммунистами там были демократы Иван Стариков и Сергей Дьячков, изгнанный на тот момент из ЕР Виктор Игнатов, прикрывшийся на время выборов флагом «Родины» Андрей Ксензов, Анна Терешкова от «Гражданской платформы», пока ещё «справоросс» Илья Пономарёв. Не будем перечислять всех общественных активистов – их там тоже было много, и они создавали явный контраст на фоне правящего истеблишмента.

На прошедшей 24 сентября в зале Каца церемонии палитра присутствующих была куда как более однородной. Из 15 соперников мэра бросились в глаза лишь депутат горсовета от ЛДПР Евгений Лебедев и муниципальный служащий Олег Викторович, которого в ходе кампании пытались выдать за «единого кандидата от оппозиции». Сергея Бойко, Натальи Пинус и Данияра Сафиуллина, занявших 2, 4 и 5 места, на церемонии не было. Часть гостей церемонии-2014 не позвали, поскольку за прошедшие годы из сторонников Локтя они превратились в его непримиримых противников. Часть гостей переменилась в лицах, как и сам мэр. Пять лет назад они захватили власть на революционной войне. А сейчас, чтобы удержать власть, им пришлось стать контрреволюционерами.

Объединившись с единороссами, коммунисты вместе с горсткой инакомыслящих в команде Локтя выступили общим фронтом против разношёрстной оппозиции. Теперь в истеблишменте сложно отличить, кто чьих будет. Крепкие рукопожатия, объятия и расцеловывания Локтя с полпредом, губернатором, спикером заксобрания и митрополитом на сцене зала Каца 24 сентября чётко показали, как хорошо мэр адаптировался в вертикали правящей власти. Выступление гонца из фракции КПРФ в Государственной Думе Юрия Афонина, зачитавшего поздравление от Геннадия Зюганова, только усилило этот эффект. Парламентарий призвал Локтя оставаться «народным мэром», однако в зале все понимали, что на второй срок Анатолия Евгеньевича избрал не народ, а истеблишмент.

В 2014 году победа Локтя на выборах стала следствием раскола в местной элите. Одна часть истеблишмента использовала оппозицию против другой. В итоге удалось стравить пар, выпустив протестные настроения злых горожан, и, в то же время, сохранить контроль над ситуацией за «единороссами». Нынче ЕР и КПРФ объединили усилия, истеблишмент консолидирован, как никогда раньше. Набившись в одну лодку, местные элиты плывут к следующим выборам, не раскачивая её. Это кажется убедительным признаком стабильности. Но раньше, когда лодок было хотя бы две, можно было в экстренном случае перескочить на борт другой. Теперь же, если избирателям всё же надоедят бесконечные «договорные матчи» на выборах, и лодка даст течь, тонуть элитам придётся также консолидировано, как нынче править.

Другие новости