Заксобрание усилит контроль за развитием сельских территорий

Депутаты заксобрания обсуждают проект закона об аграрной политике, который называли одним из ключевых документов 2019 года. Изменения госполитики в отношении села должны улучшить условия для бизнеса и качество жизни в районах области.

Фактически закон «О государственной аграрной политике в Новосибирской области» может стать главным документом не только в этом году, но за весь срок полномочий нынешнего созыва заксобрания. Регион аграрный, половина населения живёт в районах и городах областного подчинения: большинство, так или иначе связано с сельскохозяйственным производством и переработкой, и в этой сфере социально-политическую роль господдержки переоценить невозможно. В своё время Новосибирская область была пионером многих инициатив в части аграрной политики, которые впоследствии взяли на вооружение другие сибирские субъекты.

В нынешнем составе заксобрания есть депутаты, работавшие над старым областным законом о господдержке сельскохозяйственного производства, принятым в 2006 году. Гендиректор АО «Ирмень» Юрий Бугаков (один из опытнейших депутатов) отслеживал на практике эволюцию мер господдержки. Как и его коллеги среди руководителей сельскохозяйственных предприятий, он отмечал что, нормы закона, поначалу удовлетворявшие своей эффективностью, постепенно стали либо декларативными, либо недостаточными. От закона осталось громкое название, а фактически механизмы решения экономических и социальных задач на селе решались госпрограммами и постановлениями правительства. В итоге роль заксобрания, в котором больше половины депутатов представляют сельские округа, значительно снизилась.

С этим депутаты могли бы смириться, коль скоро вопрос не в соперничестве за политическое влияние, а в эффективности действующих механизмов. Но как раз эффективность и вызывала острые вопросы. Особенно когда речь идёт о регулярно повторяющихся проблемах, таких, как кризис перепроизводства или неблагоприятных погодных условиях в период сельскохозяйственных работ. Типовые проблемы должны решаться заранее проработанными алгоритмами. В местных же реалиях исполнительная власть каждый раз действует так, будто впервые сталкивается с ними.

Эту проблему ярко показала осень 2017 года, когда новосибирские хозяйства, собрав хороший урожай, не могли получить удовлетворительную цену за продукцию из-за масштабных проблем с вывозом продукции. Спикеру заксобрания Андрею Шимкиву и его коллегам пришлось оперативно вмешиваться в ситуацию и искать поддержку в Москве – в федеральном минсельхозе и в Совете Федерации. Следующим примером стала трудная весна 2018 года, когда заксобранию пришлось срочно решать вопрос о выделении дополнительных 500 млн на поддержку сельхозпроизводителей.

Ещё одной претензией к старому закону стала его неактуальность в плане расставленных приоритетов. Его принимали в годы, когда российское животноводство балансировало на грани выживания. Вскоре после того, как Новосибирская область в 2006 году приняла свой закон, на федеральном уровне был запущен один из первых приоритетных национальных проектов, направленный как раз на развитие агропромышленного комплекса. Но за прошедшие годы баланс в сельскохозяйственном бизнесе изменился. Крупные инвестиционные проекты появляются даже в кризисные периоды. А вопросы качества жизни в деревне остаются нерешёнными.

Более того, порой как раз масштабные инвестиции разрушают сельский уклад. «Не секрет, что вокруг молочных или других мегакомплексов практически ничего не остаётся: скупается земля, прекращается то небольшое производство, которое там существовало. Да, они дают объёмы, статистику, загружают перерабатывающие заводы, но наша задача как власти – думать и о сохранении сельских территорий, сельского образа жизни, – комментировал Шимкив. – Эти предприятия и так получают огромные суммы федеральной господдержки, поэтому, если мы ограничим им средства из областного бюджета и перераспределим их на поддержку средних сельхозпредприятий, это будет правильно и справедливо».
Не все инвестпроекты в областном АПК оказались успешными, и для областных властей это двойная потеря, поскольку бюджетные средства, выделенные на поддержку, оказались истраченными напрасно. Анонсируя работу над новым законом, спикер заксобрания предлагал закрепить в нём ответственность для инвесторов за дотации, вплоть до обязательства вернуть деньги в бюджет в случае банкротства предприятия. В то же время есть спрос на поддержку малого и среднего предпринимательства на селе, для этого требуются особые меры.

В соответствии с процедурой, министерство сельского хозяйства, координировавшее работу над законопроектом, в первую очередь представило его для одобрения в правительство области. В июне законопроект поступил в профильные комитеты заксобрания – аграрный и бюджетный. На прошлой неделе члены комитета по аграрной политике проголосовали за то, чтобы на ближайшей сессии принять закон в первом чтении, а после дорабатывать, поскольку некоторые вопросы и противоречия остаются. В частности, депутатам не хватило содержательной повестки в части качества жизни и гарантий занятости сельских жителей: согласно новому закону, предполагается стимулировать модернизацию, побочным эффектом которой является сокращение рабочих мест в сельскохозяйственном производстве.

На этой неделе законопроект обсуждали в комитете по бюджетной политике. Здесь тоже не обошлось без вопросов. Глеб Поповцев обратил внимание на снижение поддержки специального образования. «У нас и так специалистов в сельской местности всё меньше и меньше, – возмутился депутат. – Хочется, чтобы в рамках этого закона и при формировании дальнейших инициатив от министерства сельского хозяйства учитывались не только интересы сельхозтоваропроизводителей, но и самих жителей села».

Председатель комитета Александр Морозов считает разработанный законопроект «документом почти на все случаи сельской жизни». Но чтобы закон начал работать в полную силу, под него нужно заложить адекватные бюджетные ресурсы, хотя бы на уровне субъектов Сибирского федерального округа, которые когда-то перенимали новосибирский опыт, а со временем ушли вперёд. Заксобрание со своей стороны получит больше рычагов для влияния и контроля: новый закон регламентирует обязательное участие профильных комитетов в формировании госпрограмм для села и контроль за их исполнением. До ближайшей сессии депутаты ещё будут обсуждать варианты работы над законом: есть предложения принять его сразу в двух чтениях, поскольку сельскохозяйственный сезон в разгаре, и обновлённые принципы господдержки можно было бы запустить в работу «с колёс».

Другие новости