Депутаты горсовета разбирают проблемы «Дискуса» на Просторном

Попытка депутатов горсовета разобраться со срывом сроков ввода домов на жилмассиве Просторном кончилась скандалом. Застройщик и депутат Алексей Джулай не дал ответов: искать их, его коллеги будут непосредственно на стройке, общаясь с её обитателями.

Просторный – это единственная в Новосибирске масштабная обжитая стройка. Формально люди живут на стройплощадке, вынужденно мирясь с недоделками в домах и во дворах, поскольку официально 86 корпусов не приняты у застройщика – компании «Дискус-строй», входящей в группу компаний «Дискус» депутата горсовета Алексея Джулая. Эта практика вне закона, однако, надзорные органы закрывают глаза. Старается обходить проблему и мэрия: чиновники утверждают, будто заботятся об имидже компаний Джулая, чтоб не ухудшить их и без того сомнительное положение. Крах застройщика может оставить обманутыми неопределённое количество инвесторов. Как выяснилось на прошлой неделе, в мэрии не знают, сколько квартир продано на Просторном. Впрочем, может быть, знают, но не говорят, опять же, чтобы преуменьшить масштаб проблемы.

Терпение жителей Просторного в 2019 году стало стремительно иссякать. Конечно, устанешь каждый день ходить вверх-вниз по лестнице в 18-этажке без лифта. И хорошо ещё, если на лестнице есть ограждения. А ходить так приходится и беременным, и мамам с колясками, и пожилым. Жильё на Просторном самое дешёвое в городе: большинству обитателей жилмассива не из чего выбирать, поэтому они за свои деньги фактически пошли в заложники, покупая у Джулая квартиры с неопределённым сроком сдачи.

Депутатов беспокоит, что на фоне роста жалоб от жителей Просторного количество этих заложников неконтролируемо растёт. С одной стороны, тому способствует слишком мягкая позиция мэрии и контролирующих органов. С другой не зевает и сам застройщик – «Дискус» размещает много рекламы и партнёрствует с большинством новосибирских СМИ. Недавно компания Джулая выкупила контракт генерального партнёра «Народной премии НГС». На прошлой неделе в медиа появились рекламные статьи о строительстве на Просторном «многоуровневого парка» с перепадом высот, где уже якобы началась высадка деревьев-крупномеров. У застройщика находятся немалые средства на рекламу и продвижение, обеспечивающие приток новых покупателей. Почему же не хватает на достройку домов? На прошлой неделе этот вопрос взялась разбирать комиссия по градостроительной политике горсовета.

Вопрос был внесён в повестку спонтанно, но из-за него на заседании комиссии под председательством Дмитрия Дамаева случился аншлаг. Ещё бы, ведь это редкий случай, когда о положении дел на Просторном можно было бы получить официальную информацию от чиновников в режиме публичного диалога. Ключевым докладчиком стал вице-мэр и руководитель департамента архитектуры и строительства Алексей Кондратьев. Но его тезисы внесли дополнительную сумятицу. Так, например, выяснилось, что не все дома на Просторном являются домами. Мэрия насчитывает на объекте 92 многоэтажных корпуса, которые считаются за 41 жилой дом. Из-за этого непонятно, как толковать информацию, что в 2018 году на Просторном было сдано 4 корпуса, а в 2019 два. За сколько домов это считается? Возможно, что ни за один: далее по ходу дискуссии не раз звучали фразы, что особенность проекта жилмассива в том, что сдавать его нужно комплексно.

Комплексный подход в данном случае похож на комплексный просчёт. Другие застройщики возводили бы жилмассив поэтапно; Джулай размахнулся поставить сразу все коробки. Теперь ему не хватает оборотных средств на завершение. По оценке Кондратьева, 86 домов, то есть, корпусов, в высокой степени готовности. Порядка 30% можно было бы попытаться ввести в этом году. На каждый корпус нужно по 8-10 млн рублей, чтоб довести до ума. Плюс неизвестно ещё, сколько на решение сетевых вопросов с поставщиками электричества и воды.

Вице-мэр признал, что ситуация с затянувшимся вводом домов «Дискуса» вызывает беспокойство, и уже несколько раз обсуждалась в этом году на совещаниях у первого вице-премьера областного правительства Владимира Знаткова. По мнению Кондратьева, застройщик упустил контроль над проектной организацией, из-за чего сложились «юридические проблемы» по 40 корпусам, требующие внесения изменений в проекты и в разрешительную документацию; без этого, следует, ввод невозможен. На вопрос, может ли «Дискус» собрать достаточно средств, чтобы завершить строительство, чиновник ответил утвердительно. По данным Кондратьева, в 2018 году на Просторном оставалось непроданными 80 тысяч квадратных метров жилья. Продав их, «Дискус» сумел бы набрать достаточно оборотных средств.

Смущает здесь то, что Кондратьев не владеет реальной экономической ситуацией по Просторному на сегодня. Также чиновник затруднился прокомментировать схему взимания и распределения денег за жильё – как известно, специфика Просторного в применении жилищно-строительных кооперативов, в которых инвесторы покупали паи, в то время как земля и разрешительная документация оформлена на «Дискус-плюс». Между тем, это чрезвычайно важный вопрос, определяющий, кто же должен нести ответственность перед покупателями квартир. У «Дискуса» есть известная ответственность перед бюджетом города за аренду земли. На комиссии руководитель департамента земельных и имущественных отношений Георгий Жигульский сообщил, что более чем на 50% долги отсужены, по прочей части поданы иски и предъявлены досудебные требования.

Известно, что чиновники хранят в тайне задолженность застройщиков по аренде. В данном случае, отвечая на прямой вопрос, Жигульский сообщил, что по Просторному задолженность более 200 млн рублей. Понятие «более» можно толковать очень широко. Недавно, по неофициальным данным, долги группы «Дискус» перед городом оценивали более чем в миллиард рублей. Вероятно, сейчас они уменьшились. Но привело ли это к фактическому вливанию в бюджет? Этот вопрос депутатам тоже ещё только предстоит выяснить.

Заседание комиссии получилось очень шумным из-за спонтанных выступлений женщин, представившихся жителями Просторного. Перебивая депутатов, они кричали, что на жилмассиве всё хорошо, жаловаться на застройщика нет повода, а если кто жалуется, так это неадекватные люди, недостойные членства в ЖСК. Досталось и депутатам Вячеславу Илюхину и Игорю Салову, заострившим вопросы по не сдаче домов в срок и долгам перед бюджетом: посланцы Просторного потребовали от народных избранников не ставить палки в колёса застройщику. Ранее некая представитель Просторного Наталья Бурцева разослала депутатам горсовета обращение с требованием защитить её и других сторонников Джулая «от деятельности псевдообщественников, контролируемых «Стрижами», от депутатов Вячеслава Илюхина и Игоря Салова, которые активно лоббируют интересы компании «Стрижи»». Также в письме упоминался лидер фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль» Ростислав Антонов, которого автор обращения упрекнула «в массе жалоб на наш микрорайон».

Джулай на комиссии пояснил, что на митинге, прошедшем в марте на Просторном, кандидат в мэры Дарья Украинцева была вместе с мужем Игорем, причастным к некоторым общественным проектам «Стрижей». А на обращения недовольных срывом сроков сдачи домов, по мнению владельца «Дискуса», из всех депутатов отреагировал один лишь Салов, которого Джулай с трибуны почему-то обвинил в лоббировании интересов «Стрижей». Все претензии к Просторному и «Дискусу» Джулай связал с «недобросовестной конкуренцией». В ответ на вопросы коллег, когда будут введены дома и уплачены деньги в бюджет, Джулай предложил поинтересоваться, сколько в бюджет заплатили «Стрижи». Дискуссия зашла в тупик.

Депутат Наталья Пинус считает, что заявления Джулая о недобросовестной конкуренции маскируют нежелание заниматься собственными проблемами. У «Стрижей», Илюхина и Салова разные строительные проекты, и они скорее конкурируют между собой, чем с «Дискусом», работающим в непривлекательном сегменте «эконом-минус». При этом «Стрижи», как и компании Илюхина и Салова, вовремя сдают дома и платят за аренду в бюджет, так что о добросовестности конкуренции Джулаю на этом фоне лучше было помолчать.

Если же на самом деле затронуть вопрос доброй совести, то Пинус указывает на декларации о доходах Алексея Юрьевича. Два года назад он декларировал доход в 104 млн рублей, годом позже 32 млн, затем 18 млн. При этом в собственности депутата засвечены десятки земельных участков (согласно декларации за 2018 год, их уже 81). Может быть, пора уже вкладывать в достройку личные ресурсы, добавив рекламные бюджеты? Да и с парком можно было бы повременить, потратив деньги на лифты вместо крупномеров. Возможно, этот вопрос поднимут на выездном заседании градостроительной комиссии в Просторном: оставшиеся пока без подробных ответов вопросы о перспективах обитателей жилмассива депутаты обсудят с чиновниками непосредственно на месте, чтобы лично оценить, насколько в действительности хорошо там живётся.

Другие новости