«Новосибирскавтодор» теснят конкуренты

Дорожная отрасль Новосибирской области балансирует на грани войны. Баланс интересов участников рынка нарушен, а способность администраторов в областной и городской власти сохранить мир посредством «всем сёстрам по серьгам» под вопросом.

Начало весны – время розыгрыша контрактов на строительство и ремонт дорог. Ежегодно отрасль осваивает миллиарды рублей. В основном эти деньги распределяются по нескольким компаниям, через которые идут субподрядчикам. Было время, когда за доминирование на рынке спорили два кита: ОАО «Новосибирскавтодор», подконтрольный Дмитрию Пингасову, и альянс «Сибмоста» Альберта Кошкина с компаниями Андрея Мороцкого «Фэцит» и «Сибавтобан», на некоторое время объединявших активы. Предбанкротное состояние «Сибмоста» изменило расстановку сил. «Сибавтобан» теперь в самостоятельном плавании. «Новосибирскавтодор» стал безусловным лидером рынка, обладающим развитой инфраструктурой и солидным политическим лобби в Законодательном собрании и «Единой России».

От безусловного лидерства рукой подать до фактической монополии. В областной дорожной отрасли давно идёт тенденция к укрупнению заказов. В значительной степени это коснулось сферы содержания, на которой держатся дорожники, работающие в районах области. Объединяя в крупные лоты содержание коммуникаций в разных, порой достаточно удалённых друг от друга территориях, власть отсекала небольших участников рынка, предоставляя «Новосибирскавтодору» эксклюзивную возможность блеснуть своими масштабными преимуществами. А лидер рынка, получив контракты, перераспределял их по субподрядчикам, оставляя себе проценты за хлопоты. Также происходило и по ремонтно-строительным подрядам.

Аппетиты растут по мере растягивания желудка. В 2019 году «Новосибирскавтодор» нацелился освоить если не весь пирог дорожно-строительных контрактов, то максимально большую его часть, пообещав коллегам поделиться субподрядами. А им такой подход не понравился. В том числе, сыграли роль частично неисполненные обязательства генподрядчика за былые контракты.

Следящие за отраслью журналисты и эксперты подтвердят, что публичные приступы острой конкуренции на дорожных торгах в Новосибирске и Новосибирской области явление крайне редкое и точечное. Отраслевые администраторы в правительстве и мэрии обычно стараются раскомпоновать интересы основных игроков, чтобы торги прошли в нужные сроки, подряды были исполнены своевременно, а специализированные организации сохранились на плаву. В этом году мы наблюдаем признаки системного сбоя.

Две недели назад начальник новосибирского МКУ «Управление дорожного строительства» Юрий Алексеевский покинул пост, перейдя на должность директора ГКУ «Мост». С его уходом городская дорожная отрасль лишилась ключевого «разводящего». На этот фактор наложилось обострение соперничества между крупными игроками. Растущий игрок «СоюзДорСтрой», совладельцем которого является девелопер Александр Бойко, заявился на областные подряды, которые «Новосибирскавтодор» считал своими. Компания Пингасова, в свою очередь, нацелилась на городские подряды по программе «Безопасные и качественные дороги, которые уже практически поделили другие компании, в том числе, бывшие субподрядчики.

Для подкрепления весомости своей заявки на прошлой неделе «Новосибирскавтодор» обжаловал в ФАС условия четырёх из пяти конкурсов, уже объявленных «Управлением дорожного строительства» в рамках БКД на 2019 год. Речь идёт о торгах почти на 683 млн. Юристы «Новосибирскавтодора» утверждали, что в конкурсной документации есть противоречия относительно ГОСТов дорожного покрытия и недостаточно подробно прописано электротехническое оснащение участков дорог.

Политический ресурс «Новосибирскавтодора» очень силён, но городская власть сумела сформировать позицию сильнее. 20 марта ФАС отклонила жалобу компании Пингасова. Интересно, что келейный спор в данном случае вызвал интерес не только прессы, но и общественников. Руководитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков, входящий в ОНФ, отметил, что решение ФАС позволило избежать картельного сговора. Но вряд ли это конец истории. Впереди торги по следующим лотам в городе и области. Ставки, напряжение и общественное внимание к теме будут расти.