Проекты «ВИС» остаются в неопределённом будущем

Группа «ВИС» рассчитывает оживить свои новосибирские стройки в 2020 году: начать строительство Центрального моста и разморозить мусорную концессию. Пока эти обещания звучат как очередные словесные интервенции. Проблемные вопросы проектов остаются нерешёнными.

18 декабря гендиректор группы «ВИС» Кирилл Гапеев рассказал некоторым новосибирским СМИ про перспективы местных проектов, соглашения о реализации которых, давно подписаны, а фактически работы стоят на мёртвой точке. «Много времени и сил ушло на разморозку мусорной концессии. Принципиальные условия по разморозке достигнуты, но документы находятся на согласовании, – цитирует Гапеева «Коммерсант». – Это не хорошо, так как мы в этом бизнесе из-за мусоросортировочных комплексов. Если честно, ожидал, что подпишем соглашение по разморозке в октябре, ноябре и декабре, сейчас – в январе».

Ещё в первой половине года звучали заявления о начале строительства заводов в 2019-м. В прошлый раз публично о разморозке концессии Гапеев говорил в середине октября, когда приезжал в Новосибирск вместе с Денисом Буцаевым, теперь уже бывшим руководителем «Российского экологического оператора». Высокие гости встречались с губернатором Андреем Травниковым. По итогам переговоров появились новости, будто РЭО окажет поддержку в реализации многострадальной концессии. Но вскоре Буцаева уволили, а нового руководителя РЭО не назначают уже месяц. Не последняя причина отсутствия кадрового решения в непонимании, как и куда дальше двигать мусорную реформу в масштабе страны. Поэтому федеральному оператору не до проблем «ВИС» и её новосибирской «дочки» – компании «Экология-Новосибирск».

Как известно, перспективы концессии увязли в согласовании изменения условий между концессионером, областным министерством ЖКХ и Федеральной антимонопольной службой. На словах стороны договорились отказаться от идеи строить правобережный мусоросортировочный завод в Раздольном. Но какой участок подобран взамен – секрет. А значит, нет оснований считать, что он окажется подходящим с точки зрения окрестных жителей. Не прояснён вопрос и с согласованием авиаторов. Гапеев считает, что для строительства левобережного завода в Верх-Туле препятствий нет. Однако проект предприятия ещё не проходил публичные слушания, а у местного населения могут быть большие вопросы. Не было и попытки согласовать размещение завода с гражданской и военной администрацией аэропорта Толмачёво. Так что считать все проблемы решёнными преждевременно.

На ситуацию с концессией проецируется деятельность «Экологии-Новосибирск» в качестве регионального оператора, которую регулярно критикуют депутаты и общественники. Комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания месяц назад обратился к губернатору с просьбой лишить компанию статуса регоператора. Новосибирское отделение партии «Зелёные» начало публичные акции протеста против деятельности «Экологии-Новосибирск». Часть перевозчиков мусора заявила о попытке выдавить их с рынка. Новосибирские власти напряжённо ждут Нового года: с 1 января контракты ряда перевозчиков закончатся, и есть риск, что с вывозом мусора могут начаться перебои.

18 декабря Гапеев объявил о передаче «Экологии-Новосибирск» от головной компании 15 мусоровозов. Регоператор планирует закупить сверх того ещё 30 машин, чтобы собственная транспортная группировка страховала от проблем с перевозчиками отходов. Правда, непонятно, как эти приобретения отразятся на экономике предприятия. В тариф на 2020 год их точно включить не получится, потому что поздно. Согласится ли в дальнейшем регулятор переложить на население и предприятия расходы регоператора на собственную мусоросортировку – это прояснится лишь через год. К слову, инвестиционная составляющая на строительство заводов в тариф «Экологии-Новосибирск» на 2020 год также не включена.

Нет ясности и по финансированию более масштабной концессии «ВИС» по строительству и последующей эксплуатации Центрального моста. Соглашение подписано два года назад. Площадка до сих пор не готова. Мост должен быть введён через 3 года. Гапеев обещает, что в 2020 году строительство, наконец, начнётся. «Приступим к работам по возведению искусственных сооружений. Законтрактованы металлоконструкции. Проблема по земельным участкам есть, но не критичная», – утверждает гендиректор «ВИС», недоговаривая о прочих проблемах. Например, что концессионер до сих пор не заключил кредитное соглашение о финансировании строительства моста и развязок с Газпромбанком. Или что в генподрядчиках одна из многочисленных «дочек» «ВИС», не соответствующая требованиям концессии, и по-прежнему нет ясности, кто из профессиональных мостостроителей готов взяться за объект.

И это не говоря уже о мелочах типа миллиарда рублей, «потерявшегося» между двумя экспертизами проекта, проведённых в 2015 и 2017 годах. Или о разных формулировках титула объекта в концессионном соглашении и соглашении правительства с Росавтодором, из-за чего могут быть претензии к бюджетному финансированию проекта. Проверку в этой части анонсировала областная Контрольно-счётная палата. В январе 2019 года КСП своими выводами поставила под вопрос вынос коммуникаций с участка строительства моста. Чего ждать теперь?

Наиболее оптимистичным выглядит признание Гапеева насчёт планов заключить с минобороны концессионное соглашение по строительству под Новосибирском складского комплекса, о которых ЦДЖ рассказывал неделю назад. Здесь пока ни проблем, ни отставаний – сплошные перспективы. При этом Гапеев воздержался от прогнозов реализации государственно-частного проекта «ВИС» по строительству семи поликлиник в Новосибирске. Контракт с областным правительством подписан, реальных работ пока нет. По объёму заключенных соглашений «ВИС» должна претендовать на роль ведущего двигателя проектов в экономике региона. Но отсутствие фактических сдвигов всё чаще наводит на вопрос: не гол ли король?

Другие новости