Отъехали от Бекарева

Острота претензий заксобрания по Биотехнопарку потихоньку сошла на нет: к обсуждению последствий скандальной проверки КСП депутаты если и вернутся, то не раньше осени. Между тем вопросы о перспективах проекта стали только актуальней.

Нарушения в Биотехнопарке за последние месяцы стали настоящим депутатским мемом, наряду со снижением контракта по концессии на Центральный мост на 40 млрд рублей, вопросами по эффективности управления Академпарком и областным БТИ, а также претензии по мусорной концессии. Это привычный набор упрёков к областной власти, которым заксобрание объясняет необходимость усиливать контроль за разными аспектами деятельности правительства. Но как не все йогурты одинаково полезны, так и не все вскрытые по инициативе депутатов нарушения одинаково скандальны. История с Биотехнопарком идёт явно не по тому сценарию, который вырисовывался в январе. Связано ли это с влиянием председателя совета директоров управляющей компании Биотехнопарка Андрея Бекарева?

Обсуждение акта проверки КСП финансовой деятельности УК Биотехнопарка за 2015-2017 годы стало самым громким политическим событием января. На заседании комитета по бюджетной, финансовой политике и собственности заксобрания депутаты прокомментировали выводы аудиторов очень нелицеприятно для Бекарева и гендиректора УК Владимира Кожевникова. Присутствовавшие члены правительства не стали вступаться за руководство Биотехнопарка, на 91,2% подконтрольного области. Далее для подробной оценки выводов проверки была создана рабочая группа во главе с первым вице-премьером Владимиром Знатковым. Начало её работы тоже не сулило топ-менеджерам Биотехнопарка никаких поблажек. Чиновники даже рассматривали вариант передать материалы напрямую в Следственный комитет, без глубокого погружения.

Но с тех пор о рабочей группе почти три месяца не было слышно. И депутаты, собиравшиеся выносить вопрос о Биотехнопарке уже на февральскую сессию, тоже как будто забыли о теме. Вот уже апрельская сессия прошла, а вопрос так и не рассмотрен. Возьмёмся предположить, что не будет его и на следующей сессии, а, возможно, депутаты отложат тему до осени. Основания для этого есть.

В акте проверки изложено немало нарушений. Однако депутаты и профильные чиновники акцентировались, преимущественно, на трёх. Во-первых, Бекарева раскритиковали за покупку им самим, как физическим лицом, 300 метров офисных площадей в Биотехнопарке по цене ниже сметной. Во-вторых, подозрения вызвала покупка оборудования на 95 млн, предоплаченного в 2015 году, но до сих пор не поставленного на баланс предприятия. В-третьих, возникли вопросы по поводу обоснованности получения субсидии из бюджета региона на 20,8 млн рублей. 

И вот как развиваются события. После того, как Бекарев предложил вернуть купленные им квадратные метры по той же стоимости, оказалось, что идея развернуть сделку вспять большого энтузиазма у чиновников не вызывает, да и депутаты на том не настаивают. Дело не в объяснениях, что через покупку офисной площади предприниматель хотел компенсировать свой вклад в строительство в виде земельного участка. Просто анализ рынка показал, что такую же цену, какую дал Бекарев, вряд ли даст кто-то другой. Включая нынешних и потенциальных резидентов Биотехнопарка.

Для разбора ситуации со спорной поставкой оборудования была создана экспертная группа с участием представителей СО РАН. Было установлено, что предоплаченное оборудование было поставлено на объект, но не поставлено на учёт из-за споров по поводу условий. Управляющая компания не хотела до последнего ставить точку в сделке, потому что это означало бы невозможность далее корректировать условия. Теперь правительственная комиссия обозначила временный предел: в июне оборудование должно быть введено в эксплуатацию.

Что же касается субсидии, то некоего сотрудника УК Биотехнопарка, ответственного за бюджетную отчётность, признали виновным и объявили выговор. Минэкономразвития области потребовало вернуть в бюджет 20,8 млн рублей. Вот и сказочке конец. И даже не дошло до требований уволить Кожевникова с поста гендиректора, хотя такая идея обсуждалась в январе-феврале.

Пиар-пространство осталось за атакующими. Рабочая группа подтвердила обоснованность претензий, предъявленных депутатами руководству Биотехнопарка. А до требований крови дело не дошло потому, что среди народных избранников нашлись те, кто посчитал наезд на Бекарева не вполне мотивированным. Учитывая, что вопрос с вводом оборудования управляющая компания вольна решать до конца июня, нет необходимости поднимать вопрос по Биотехнопарку до сентябрьской сессии. А там, может, о теме и вовсе забудут.

Но ненадолго. Источники ЦДЖ утверждают, что Бекарев всерьёз рассматривает выход из проекта Биотехнопарка, а вместе с ним уйдёт и Кожевников. Вне зависимости от кадров, вопрос эффективности финансово-хозяйственной деятельности проекта неизбежно обострится вновь. Взять хотя бы тот же возврат субсидии. Минэкономразвития требует почти 21 млн рублей у областного предприятия, убыток которого в 2016 году составил почти 63 млн. Можно предположить, что для возврата денег в казну региона понадобится новая бюджетная субсидия. Возможности для коммерческой деятельности Биотехнопарка, почти нулевые. Как и перспективы в ближайшем будущем привлечь новых резидентов, помимо трёх имеющихся. В официальном комментарии правительства говорится, что идёт работа по актуализации бизнес-плана Биотехнопарка с учётом достигнутых результатов и реальных финансовых возможностей. Момент для этой работы правильный, но посмотрим, не потребуют ли корректировки перезапуска проекта.

Другие новости