Инвестиции требуют корректных оценок

Депутаты заксобрания хотят активней участвовать в инвестиционной политике, но как будто не понимают всю специфику этой работы. Поэтому отчёт АИР по итогам 2017 года, скорее всего, будут обсуждать ещё раз летом, после аудита.

АО «Агентство инвестиционного развития» учреждено областными властями. Внебюджетная форма даёт предприятию значительную свободу в работе с инвесторами. В том числе, агентство само зарабатывает и тратит, оставаясь при этом под 100% контролем правительства и отчитываясь перед Законодательным собранием. В 2016 году депутатский корпус решил усилить представительство в совете директоров АИР. Председателем совета стал Юрий Зозуля, заместитель главы комитета по бюджетной, налоговой политике и собственности. Вместе с ним в совет директоров вошёл депутат Александр Семенюк. К концу 2016 года стало известно о предстоящем переходе гендиректора АИР Владимира Никонова на пост главы «Академпарка». Нового директора агентства Александра Зырянова бывший губернатор Владимир Городецкий утвердил в должности лишь прошлым летом.

Несмотря на затянувшийся период обновления в управляющих органах, АИР сформировало внушительный отчёт о работе за 2017 год (Сводка цитировала документ две недели назад). На прошлой неделе отчёт обсудил комитет по бюджету заксобрания. Резонанс в прессе по итогам заседания вызвал дискуссии в правительстве и заставляет вернуться к теме.

Руководство заксобрания тратит много сил, чтобы позиционировать нынешний состав как самый дотошный, профессиональный и ответственный. Разбор полётов в стенах ЗС становится серьёзным экзаменом для чиновников и получателей бюджетных средств. За последние два года журналисты привыкли с большим вниманием относиться к событиям на комитетах, потому что во многих случаях поднятые там вопросы становились долгоиграющими информационными поводами с далеко идущими последствиями. Поэтому несколько резких вопросов и реплик на заседании бюджетного комитета дали повод для ряда публикаций с неточными цифрами и фактами.

Примечательно, что отчёт взялись обсуждать в отсутствие Зозули и Семенюка, которые исполняют в АИР функции глаз и ушей заксобрания. Так сложились обстоятельства? Вероятно, если б представители ЗС в совете директоров участвовали в обсуждении, его ход пошёл бы иначе. А получилось так, что тон задал депутат Валерий Червов, признавшийся в начале выступления – не смог подготовиться к вопросу, поскольку «не знал, что такая организация существует». Допустим, что депутат, заседающий в областном парламенте с 90-х, не знает про существование АИР. Зачем тогда выступать? Но Червов увидел в отчёте об операционных расходах агентства командировочные на 7 млн, затраты на рекламу 3 млн, представительские расходы на 2 млн и не смог смолчать. «Вот бы погулять хоть раз!» – заявил депутат, одарив прессу столь нужной эмоциональной цитатой.

Вместе с тем, Червов обратил внимание на разницу в расходах АИР и суммой привлечённых средств. Одни истолковали слова депутата так, что АИР больше тратит, чем привлекает инвестиций. Другие поняли, что агентство тратит бюджетные деньги. Поскольку в ходе заседания никто не взялся уточнить, что к чему (нельзя же публично ставить под сомнение компетентность депутата), разошлись с противоречивым толкованием, нашедшем отражение в прессе. И комментарии министра финансов Виталия Голубенко о том, что неправильно комментировать финансовые показатели на слух, нужно подождать данные аудита, тоже были восприняты неоднозначно. СМИ преподнесли это как намерение проверить финансовую деятельность АИР, вызвавшую сомнения после отчёта.

Между тем агентство ежегодно на конкурсной основе выбирает независимого аудитора. Результат аудита рассматривает и утверждает совет директоров. Так будет и в нынешнем году. С разницей в том, что после отчёт аудиторов дополнительно рассмотрят на бюджетном комитете в июне. Это необходимо, чтобы прояснить вопрос, одинаково ли понимают работу над привлечением инвестиций в заксобрании, правительстве и в АИР.

Значимым результатом работы по итогам прошлого года в агентстве считают договорённости о приходе 6 новых резидентов в Промышленно-логистический парк с общими инвестициями на 4 млрд рублей. По условиям инвесторов, названия 5 компаний пока засекречены. На заседании в ЗС это обстоятельство депутаты комментировали скептически: мол, загадочные резиденты могут пропасть, так и не появившись. Действительно, могут. Деньги любят тишину и утекают подальше от скандалов. На фоне острой конкуренции за инвестиции между регионами у бизнеса широкий выбор предложений. А у нас получается так – в общую кучу замешали численность потенциальным резидентов ПЛП и количество компаний, с которыми АИР в прошлом году вёл переговоры о возможном размещении объектов в Новосибирской области. Названия 15 компаний опубликованы в отчёте. «Коммерсант» запросил комментарии у рада участников этого списка и получил неоднозначные ответы, на основе которых можно предположить, что отчёт АИР недостоверен. Между тем, в агентстве готовы комментировать все разночтения.

Например, в ООО «Фабрика «Уральские пельмени» газете сообщили об отсутствии планов размещать в Новосибирской области производство или склады. Так и есть, но ответ этот в АИР получили лишь в феврале, а в прошлом году агентство вело переговоры с компанией, о чём свидетельствует переписка. Также, как и с компаниями ООО «Роспромстрой» и ОАО «Завод Продмаш», которые якобы сообщили «Коммерсанту» об отсутствии планов выходить в регион. В АИР автору Сводки уточнили – «Роспромстрой» решил в первую очередь взяться за проект на Дальнем Востоке, а к планам по созданию распределительного центра в Новосибирске вернуться через год. Планы ОАО «Завод Продмаш» по локализации производства в Новосибирской области скорректированы – компания намерена начать с аренды складов для готовой продукции.

Переговоры с инвестором, не представленным в регионе, могут занимать не один год – такие примеры в отчёте АИР есть. Что было бы, возьмись кто-то перепроверять инвесторов, определившихся с размещением в ПЛП, но настаивающих на конфиденциальности на текущем этапе? Скорее всего, это привело бы к разрыву переговоров. И тогда уж точно оказались бы неэффективными затраты на командировку, рекламу, представительские – на те статьи, которыми АИР привлекает внимание компаний национального и международного значения к региону. Зарабатывая деньги на коммерческих услугах, а не получая их из бюджета. Обсудить эффективность затрат на продвижение инвестиционного потенциала – вот это была бы достойная тема для разговора в заксобрании. Депутаты в большинстве своём владельцы бизнеса, и могли бы компетентно обменяться мнениями, сколько сейчас нужно потратить прежде, чем заработать. Может быть, как раз такой обмен мнениями состоится в июне. И он мог бы привести даже к увеличению бюджета на продвижение, если бы менеджмент АИР, профильные чиновники и депутаты оказались бы на одной волне.