ФАС снимает белорусские трамваи с маршрута

Антимонопольная служба остановила муниципальный конкурс по закупке трамваев. Проект новосибирской мэрии по модернизации белорусских вагонов может на этом завершиться.

Ещё не открылись участки для голосования 18 марта, как мэрия обновила рекламные щиты на улицах города. Там, где была реклама выборов, появились позитивные данные из отчёта мэра Анатолия Локтя. Возможно, это тоже предвыборная реклама. Но не сыграла бы она в минус. Например, 12 трамваев, выпущенных Анатолием Евгеньевичем на маршруты, выглядят не таким уж однозначным достижением, учитывая развитие событий.

В начале марта мы рассказали, что муниципальный «Горэлектротранспорт» объявил новый конкурс по закупке пяти трамваев на 90 млн рублей. В Новосибирске действует предприятие «БКМ-Сибирь» – совместный проект мэрии с белорусским «Белкоммунмашем». Муниципалитет покупает трамваи в Беларуси, модернизирует их в Новосибирске и запускает на линии. В прошлом году, таким образом, муниципальный парк пополнился 12 вагонами. Некоторые трамваи и полгода не отходили, как их колёсные пары уже пришлось ремонтировать. В «Горэлектротранспорте» считают виной поломок плохое состояние путей. Несмотря на эти издержки, мэр выпячивает проект в числе позитивных результатов своей работы. Об этом говорит и новый конкурс, по итогам которого муниципалитет рассчитывал купить ещё пять вагонов по 18 млн за каждый.

Аукцион был объявлен после того, как структура госкорпорации «Роскосмос» направила в Агентство инвестиционного развития Новосибирской области официальное коммерческое предложение о поставках новых вагонов Усть-Катавского трамвайного завода по 22 млн рублей. Изучив технические характеристики контракта, предполагаемого к заключению «Горэлектротранспортом», эксперты «Роскосмоса» обнаружили намерение купить машины, созданные с использованием «морально устаревших конструкторских и технологических решений 50-летней давности». «В настоящее время созданы образцы новых трамвайных вагонов с более совершенной конструкцией двухступенчатого рессорного подвешивания. Данное решение позволяет обеспечить более щадящие условия эксплуатации тягового редуктора и прочего оборудования, смонтированного на раме тележки, что увеличивает их общий ресурс и межремонтные интервалы», – говорилось в заключении. Современная технология двухступенчатого подвешивания, используемая, в том числе, в усть-катавских трамваях, значительно снижает акустическое и вибрационное воздействие, как на пассажиров, так и на окружающую среду.

В заключении также говорилось, что энергопотребление устаревших вагонов на 35% выше, чем у современных. При том, что вместимость и площадь низкого пола у трамваев, которые закупает муниципалитет, меньше. Большее число ступеней в салоне, люки в крыше и пожароопасный пол отрицательно влияют на безопасность пассажиров. Ещё одно важное отличие вагонов – маленький гарантийный срок. Кроме того, для сибирского климата у белорусских трамваев, по мнению экспертов «Роскосмоса», недостаточная мощность отопления, неспособная создать комфорт для пассажиров зимой.

Но конкурс всё же был объявлен с исходными параметрами, и стало очевидно, что ни усть-катавский завод, ни любой другой конкурент «Белкоммунмаша» на таких условиях на победу рассчитывать не сможет. 7 марта структура «Роскосмоса» – АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», филиалом которого является Усть-Катавский вагоностроительный завод – обжаловала условия аукциона в управлении ФАС по Новосибирской области. В жалобе указано на противоречия в документации: в одной части речь идёт о закупке пяти трамвайных вагонов, в другой – о модернизации трамваев, что является услугой. «Согласно проведённому анализу моделей вагонов различных производителей трамвайных вагонов, техническое задание максимально приближено к трамвайному вагону производства АО «Штадлер-Минск» – трамвай модели 62103. Требования раздела «II. Описание объекта закупки» жёстко ограничивают параметры конструкции вагона», – написано в жалобе. – Документация составлена таким образом, что создаёт преимущественные условия для участия в торгах конкретному поставщику, приводит к ограничению конкуренции».

Заявитель попросил УФАС по Новосибирской области признать положения конкурса несоответствующими закону и обязать «Горэлектротранспорт» исправить документацию об аукционе. Антимонопольная служба приняла жалобу и остановила конкурс, провести который планировалось 19 марта. Именно в этот день комиссия УФАС рассмотрела жалобу по существу. Решение ещё не опубликовано, и официального ответа управления на момент выпуска Сводки ещё нет. Источник в структуре «Роскосмоса» утверждает, что антимонопольное ведомство удовлетворило жалобу. Значит, после уточнения документации у Новосибирска появится шанс получить новые современные трамваи для ещё более позитивных отчётов мэра. Но пока Локоть возмущается остановкой аукциона. «То, чем занимается сегодня Усть-Катавский завод – он душит производство нашего совместного предприятия российско-белорусского. Это конкурентная борьба с применением федеральных надзорных органов», – сетует мэр, не углубляясь в тему технологического отставания реанимированных трамваев от новых.

Другие новости