Власти Новосибирска присматриваются к областным налогам

Областные власти вскоре окажутся перед трудным выбором, в каком виде и объёме финансово поддержать Новосибирск. Без сторонних вливаний бюджет столицы региона не свести. В муниципалитете вынашивают идею перераспределить налоговые доходы.

В грубой раскладке, бюджет города на 45% наполняется налогами, на 45% межбюджетными поступлениями и на 10% неналоговыми доходами. В плане на 2020 год доходы должны были составить 52,04 млрд рублей при расходах на 53,29 млрд рублей. С дефицитом в размере 1,24 млрд рублей размер долговой нагрузки города достиг 88% от объёма собственных доходов. Это тревожный показатель, угрожающий муниципалитету потерей финансовой самостоятельностью.

Хуже того – из-за пандемии налоговые и неналоговые доходы Новосибирска снизились. 29 сентября на встрече с депутатами городского Совета начальник департамента финансов мэрии Александр Веселков сообщил, что недобор составит до 2,5 млрд рублей. Вполне вероятно, что это политкорректная оценка, а по факту падение будет более существенным. 2,5 млрд это 5% от бюджета. Большая сумма. Да ещё плюс плановый дефицит.

Чем закрывать кассовый разрыв – непонятно. Из федерального бюджета Новосибирск получил пока лишь 830 млн рублей компенсации выпадающих доходов. Быть может, этот транш не последний в нынешнем году. Говорят о возможности получить ещё 500-700 млн. Но и этого не хватит закрыть прореху.

Разговоры о необходимости мобилизовать муниципалитет для увеличения собственных доходов сейчас большого смысла не имеют. Виной всему пандемия, из-за которой городские власти предоставили бизнесу разного рода отсрочки, рассрочки и прочие льготы. Кроме того, из-за коронавируса упали доходы муниципальных предприятий, включая городской транспорт.

Депутат горсовета Наталья Пинус, экспертно изучающая проблематику городского бюджета, обращала внимание властей и общественности на риск лишения финансовой самостоятельности. Ожидалось, что с 1 января 2021 года в силу вступят изменения Бюджетного кодекса РФ, по которым власти городов с высоким и средним уровнем долговой нагрузки будут ограничены в возможностях тратить деньги по своему усмотрению. Новосибирск, по расчётам минфина, относится к городам со средним уровнем закредитованности. Последствия коронавируса могут ухудшить положение.

Но риск внешнего управления в ближайшей перспективе уже не пугает. 30 сентября стало известно, что на федеральном уровне решили отложить вступление в силу правок Бюджетного кодекса. По-видимому, из-за той же пандемии, ударившей по всем муниципалитетам, власти в столице решили, что сейчас не лучший момент для массового внешнего управления бюджетами городов. Так что политическая проблема новосибирских властей временно решена. А как решать экономическую – непонятно.

В мирное, а точнее, здоровое время, практически в любой острой ситуации, когда городу не хватало денег, мэр Анатолий Локоть обращался за подпиткой к губернатору Андрею Травникову и в заксобрание. Достаточное моральное право для этого дало перераспределение новосибирских доходов от НДФЛ в пользу области, проведённое региональными властями 5 лет назад. В конце 2018 года областные власти вернули Новосибирску (как и другим городам региона) 10% поступлений от системы упрощённого налогообложения. Но это была неравнозначная замена. В итоге городу приходится выпрашивать у областных чиновников и депутатов суммы, более скромные в сравнении с теми, что раньше поступали в бюджет Новосибирска сами собой.

Областной бюджет тоже понёс коронавирусные потери, и вряд ли приходится ожидать, что губернатор в ближайшее время легко отдаст городу 1-1,5 млрд. По мнению Пинус, вместо разовой дотации следует добиваться перемен в межбюджетных отношениях, способных увеличить доходы Новосибирска на долгосрочную перспективу. И начинать с обратного перераспределения НДФЛ.

Идеи изменить распределение налогов между областной столицей и областью периодически звучали в последние годы, но до сих пор не воплощались в виде юридически оформленных запросов городской власти. Сейчас вопрос может выйти на новый уровень обсуждения. 7 октября на заседании комиссии по городскому хозяйству первый вице-мэр Борис Буреев сообщил, что идёт работа над обращением к губернатору и депутатам заксобрания насчёт межбюджетных изменений.

Травников ранее заявлял, что не видит возможностей вернуть Новосибирску часть поступлений от НДФЛ. А депутаты заксобрания указывали городским чиновникам на недоработки по администрированию доходов в бюджет Новосибирска. Пандемия, конечно, хороший повод, чтобы совсем забить на сложные участки работы по сбору денег в городской бюджет. Но всё же определённые трудности на этом фронте придётся признать объективными, хотя бы временно.

Другие материалы