Чиновникам мэрии предъявили счёт за не построенные квартиры

Уголовное дело по фактам покупки недостроенных квартир у застройщиков-банкротов выглядит очередным звеном в цепи претензий силовиков к мэрии Новосибирска. Сами факты случились ещё в 2016 году, так что время возбуждения дела заставляет задуматься.

5 октября в мэрии прошли обыски. Муниципальные чиновники к такому привыкли. Шерстили управление по жилищным вопросам. Это подразделение вдоль и поперёк пропахано следователями со времён приснопамятного «дела о 1500 квартир», тянущегося более пяти лет с непонятной перспективой. В этот раз силовиков интересовали обстоятельства покупки за счёт бюджета квартир в жилых комплексах «Новомарусино» и «Рихард». В областном Следственном комитете журналистам сообщили, что расследуется дело в отношении бывшего и действующего работников мэрии. Без помощи следствия СМИ уточнили, что нынешний глава комитета Денис Ковалёв и его предшественник Дмитрий Рыбалко проходят подозреваемыми по статье за превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия.

Дело возбуждено по фактам, которые привели муниципалитет к роли крупнейшего обманутого дольщика Новосибирска. В 2016 году УЖВ купило квартиры у компании «Доступное жильё Новосибирск» (застройщик «Новомарусино») и «НСК Девелопмент» (застройщик «Рихарда») в общей сложности на 249 млн рублей. Квартиры покупали для расселения жилья в рамках госпрограмм, которые софинансировали из федерального и областного бюджета. Контракты заключались на ещё недостроенное жильё. При этом мэрия рассчиталась авансом. А дома так и не достроили. Муниципалитету пришлось возвращать софинансирование вышестоящим инстанциям.

О том, что контракты сорваны, было известно уже в 2017 году. Тогда об этом писал и ЦДЖ, и федеральные СМИ. Более этого, эксперты предупреждали о финансовой неустойчивости этих застройщиков ещё на момент подготовки и заключения контрактов. Чиновники мэрии оправдывались низкой стоимостью предложенных квадратных метров на фоне жёстких ценовых ограничений госпрограммы. В интервью НГС на этой неделе Ковалёв заявил, что планка закупочной цены была на уровне 35 980 рублей за квадрат, и другие желающие продать квартиры мэрии на конкурсы не заявлялись.

Занимаются ли следователи прояснением рыночных цен и прочих коммерческих параметров, актуальных по состоянию на 2016 год, сейчас неясно. Известно лишь, что претензии правоохранителей вызвала покупка жилья в кредит с предоплатой 100% при достаточном уровне в 30%.

После срыва контрактов с застройщиками руководство мэрии долго надеялось найти какой-то относительно безубыточный выход. Либо же мэр Анатолий Локоть и его подчинённые проявили редкую нерешительность, но, как бы то ни было, муниципалитет до последнего момента не решался инициировать процедуры банкротства, которые были неизбежными. В итоге пострадали и частные инвесторы-дольщики, и муниципалитет. Покупатели квартир в «Новомарусино» до сих пор устраивают регулярные акции протеста. Силовики уже искали мошенничество в действиях инвесторов. А теперь – вдруг– занялись чиновниками мэрии.

Повторимся: странность истории в том, что события вокруг сделок муниципалитета с квартирами в «Новомарусино» и «Рихарде» развивались в публичной плоскости с 2016 года. В 2017 году, когда было ясно, что контракты сорваны, в прессе прямо ставили вопросы об ответственности чиновников. В то время правоохранителей эта тема не интересовала. Зато резко заинтересовала после выборов, прошедших 13 сентября 2020 года. Уголовное дело по квартирам всплыло неделей позже ареста председателя комитета по рекламе и информации мэрии Дмитрия Лобыни (подробно о нём мы рассказывали в прошлом выпуске ЦДЖ).

Особо примечательно, что в новом уголовном деле фигурирует не только Рыбалко, заключавший сделки в 2016 году, но и его преемник Ковалёв, оказавшийся у руля УЖВ лишь в феврале 2019 года, когда скандалы по поводу «Новомарусино» и «Рихардом» уже утратили первоначальную остроту. Рыбалко уволился из мэрии, как бы по собственному желанию, но на фоне явного недовольства мэра по поводу его работы. Тем не менее, следователи как будто настроены, поискать связи между преступлениями прошлого с политическим дискурсом настоящего. Действия будто поддерживают версию о том, что после 13 сентября, в новом избирательном цикле перед выборами в Госдуму-2021 силовикам дали команду поднять и освежить папки по мэрии за период при Локте.

Другие материалы