Сначала мы тонули, а потом нас потопили

«Сибмост» определённо уходит в конкурсное производство с пробоинами в виде расторжения крупных федеральных госконтрактов. Суды продолжатся, и шансы выиграть какие-то инстанции остаются. Но претендовать на новые заказы в этом раскладе компания не сможет.

Анекдотичная присказка «сначала мы жили бедно, а том нас обокрали» не вполне подходит к «Сибмосту». Компания жила настолько богато, что в прошлом избирательном цикле Новосибирской области входила в число крупнейших спонсоров «Единой России». И это помимо прочей добровольно-обязательной благотворительности. Но прошлый выборный цикл, в котором сын основного владельца компании Владислав Кошкин прошёл в Законодательное собрание, стал последним для «Сибмоста» в формате семейной компании. Несколько крупных проектов обернулись неудачами. Как, например, Бугринский мост, на котором «Сибмост», по собственной оценке, недополучил 2,5 млрд рублей, да так и не смог их отсудить у мэрии Новосибирска.

Резкое ухудшение финансового положения компании привело к смене акционеров. Не будем пересказывать всю историю последних лет. Важно то, что в процедуре банкротства «Сибмост» оказался фактически под двусторонним контролем Сбербанка – и от акционеров, и от кредиторов. Сбербанк можно считать бенефициаром мирового соглашения, предложенным прочим кредиторам. Самая выдающаяся часть проекта – списание 75% долга мостостроительной компании. Миноритарные кредиторы возмутились, и суд неожиданно внял им. Отказавшись в мае 2020 года утвердить мировое, новосибирский арбитраж отправил компанию прямиком в конкурсное производство.

Тогда решение в силу не вступило. Акционеры в лице консорциума «Сибмост групп», Сбербанк и конкурсный управляющий Сергей Богданов подали жалобу. Не сработало: седьмой апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции. Его ещё можно обжаловать, но теперь вердикт в законной силе. Имущество компании можно пускать с молотка.

Буквально на следующий день Росавтодор объявил об одностороннем расторжении контракта на строительство Восточного обхода вокруг Новосибирска, в котором «Сибмост» является генподрядчиком. Этот шаг был анонсирован заранее, ЦДЖ подробно рассказывал про обстоятельства и риски решения. Ещё до Нового года по намёкам новосибирских чиновников можно было догадаться, что прорабатывается перспектива бортануть «Сибмост». Росавтодор думал расторгаться через суд. По видимому, введение конкурсного управления заставило чиновников ускориться. Но первую торпеду в нынешнем году компания получила не в родном Новосибирске в Красноярском крае, лишившись контракта на реконструкцию участка трассы «Енисей».

Следом можно ожидать расторжения контрактов поменьше. В том числе, неизбежно надо закрывать наболевший вопрос по переезду через железную дорогу в Коченёво – легендарному новосибирскому долгострою. Сокращать людей, распродавать технику и здания.

Или акционеры компании должны, наконец, осознать, что дёшево получить и недорого сохранить крупный мостостроительный бизнес это не одно и то же. Системных действий по улучшению финансового положения компании до сих пор так никто и не увидел. Однако ещё есть время для чудес. Например, для заключения мирового соглашения на новых условиях, выгодных уже не только для одного-единственного кредитора.

Другие материалы