Роль личности в истории заксобрания

Обновление заксобрания – главная интрига сентябрьских выборов в Новосибирской области. За 5 лет региональный парламент стал центром политической жизни. Влияние законодательного органа принципиально зависит от приоритетов нового состава.

Предварительные оценки экспертов обещают обновление депутатского корпуса на 30%. Отчасти это обусловлено добровольной ротацией – часть парламентариев не пошла на новый срок по разным причинам. Отчасти сыграет роль фактор конкуренции: не у всех депутатов однозначно выигрышные позиции. Избиратели переоценивают партийные бренды, взвешивают результативность своих представителей на округах. Социологические исследования показывают некое видение исхода кампании, но на многих территориях это пока основания лишь для весьма ненадёжных ставок. Результаты выборов могут преподнести много сюрпризов.

Непредсказуемость тревожит конкретных депутатов, беспокоит партийных администраторов. С точки зрения перспектив областной власти важней вопрос, сумеет ли заксобрание сохранить с новым составом вес, набранный за последнюю пятилетку? Если посмотреть с точки роли личности в истории, непонятно, насколько силён этот фактор в данном случае. Может быть, важнее дух времени, требующий тех или иных шагов?

Судите сами: в 2015 году состав заксобрания обновился не то чтобы радикально. В пределах тех же 30%, которыми эксперты отмеряют лимит обновления на 2020 год. Многие депутаты тогда избрались кто на третий, кто на четвёртый срок. Поэтому выглядели абсолютно предсказуемыми для политических администраторов из исполнительной власти. Убедительное большинство голосов, как и в прежнем созыве, осталось за «Единой Россией», что также давало ощущение полной преемственности. Эти факторы сподвигали экспертов ставить на сохранение традиций «однокнопочных депутатов» – новосибирского термина, характеризовавшего период полного доминирования исполнительной власти над законодателями.

Однако те же самые единороссы при поддержке представителей других парламентских партий, вопреки традиционному подчинению воле номенклатурного руководства, на конкурентных выборах избрали председателем заксобрания Андрея Шимкива, а следом перевернули расписанный чиновниками пасьянс распределения постов в комитетах. Заявка на самостоятельность прозвучала неожиданно смело. Можно сказать, дерзко. Но решительность депутатов в моменте стала необходимой ценой за изменение баланса в отношениях с областным правительством. Впервые за много лет удалось выправить крен, уравновесив законодательную власть с исполнительной.

Возвращаясь к вопросу о роли личности. Проиграй Шимкив выборы спикера в сентябре 2015 года – вряд ли заксобрание сумело бы столь стремительно нарастить влиятельность. Но если бы не настрой большинства депутатов, сумевших преодолеть личные и партийные противоречия ради общего результата, одной победы Андрея Ивановича было бы явно недостаточно.

Фактор духа времени сыграл очень большую роль, изменив расклад в областной власти. На шестой созыв пришлись первые опыты региональной власти в части крупных и долгосрочных концессионных контрактов – строительство и эксплуатация Центрального моста с развязками, строительство двух мощных мусоросортировочных заводов, строительство семи поликлиник в Новосибирске. В прежней системе координат законодатели оставили бы бремя ответственности за эти новеллы целиком на правительстве (наверняка некоторые чиновники, причастные к проектам, рассчитывали именно на такой исход). Но депутаты взялись въедливо разбираться, взвешивать бюджетные нагрузки, сопоставлять плюсы и минусы для экономики региона. 

Не раз активные действия депутатского корпуса трактовались как посягательство на полномочия исполнительной власти. Так это воспринималось с непривычки. А в итоге правительство меняло условия контрактов, сохраняя более выгодные позиции. Помимо новых соглашений, депутаты активно занимались вопросами эффективности давно идущих процессов в сфере управления госсобственностью. Из вмешательства заксобрания родились резонансные перемены в менеджменте Академпарка и Биотехнопарка – крупнейших инновационных проектах, принадлежащих области.

Погружаясь в проблематику конкретных кейсов и разрабатывая решения, экономящие миллиарды (в случае с концессией на Центральный мост – даже десятки миллиардов) бюджетных рублей, депутаты со временем взялись за системные, универсальные подходы. Таким образом, был создан закон об управлении и распоряжении госсобственностью, ставший примером для тиражирования в парламентах других регионов. Губернатор Андрея Травников, при котором закон был принят, отмечал эффективность взаимодействия с депутатским корпусом.

Признаком высокого качества проработки вопросов могут служить консолидированные голосования, когда представители разных партий поддерживают единую позицию. В том числе, по вопросам распределения бюджета. Наряду с готовностью делить ответственность с правительством, с ревностным отношениям к областным активам и бюджетным средствам, межпартийный консенсус это принципиально важная характерная черта шестого созыва заксобрания. Удастся ли сохранить всё это – или часть – после выборов? Укоренились ли новые парламентские традиции за несколько последних лет? Думается, ответы всё же зависят от личностей, которые обозначатся лидерами мнений в обновлённом депутатском корпусе сразу после выборов.

Другие материалы