Губернатор готовит нацпроекты к экзамену-2020

На фоне растущих оборотов кампании по избранию мэра Новосибирска Андрей Травников скрылся с политической авансцены, чтобы вручную контролировать ход нацпроектов: результат этой работы проявится в следующем году, в том числе, на областных выборах.

Национальные проекты, сформулированные в прошлогодних «майских» указах Владимира Путина, остаются поводом для дискуссий московских политиков, чиновников и экспертов. Масштабные задачи, решить которые президент поручил к 2024 году, сегодня выглядят далёкой перспективой. В основном государственный аппарат ориентирован сейчас не на цели, а на процесс. Об этом говорит и опубликованный на этой неделе доклад фонда «Петербургская политика», посвящённый итогам первого года реализации нацпроектов.

Авторы указывают на значимость итогов 2019 года, как важную веху в воплощении «майских» указов. Это рубеж в условные «500 дней», и Путин ранее отмечал, что в начале 2020 года оценка работы по нацпроектам в регионах, подкреплённая социологией, даст основания для оргвыводов в отношении эффективности губернаторов. Кадровые решения могут подстегнуть работу над приоритетными задачами, поставленными главой государства, утверждает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский в комментарии «Ведомостям».

Социологический аспект особо важен, поскольку на федеральном уровне много переживаний из-за того, что население не понимает сути и важности нацпроектов. С точки зрения жителей большинства регионов, власть просто делает то же самое, что и всегда должна делать – ремонтировать дороги, строить детские сады и больницы, благоустраивать парки. Только преподносится эта работа теперь с гораздо большим пафосом. А масштаб бюджетных средств, выделяемых на нацпроекты, по мнению экспертов «Петербургской политики», формирует у многих граждан коррупционные подозрения.

В феврале 2019 года, согласно данным опроса ВЦИОМ, лишь 2% россиян считали себя хорошо понимающими про нацпроекты, а 32% что-то о них слышали. Но, как и практически любое исследование национального масштаба, это замер средней температуры по больнице. От региона к региону картина принципиально разная. В некоторых субъектах властям не хватает профессионализма и воли, чтобы вписать свои проекты в приоритетную федеральную повестку и добиться софинансирования из Москвы. Там главам регионов не приходится рассчитывать на позитивную социологию в начале 2020 года (если исследованиями будет заниматься федеральный центр). В Новосибирской области картина должна выглядеть иначе. Но здесь главное социологическое исследование, замеряющее восприятие людьми эффективности нацпроектов, пройдёт следующей осенью.

Новосибирские СМИ сейчас акцентированы на приближающихся выборах мэра и сопряжённых политизированных темах. Губернатор остаётся вне этой повестки, поэтому у ряда наблюдателей складывается мнение, будто Травников куда-то пропал. Июль сезон отпусков, но лента правительственных новостей показывает: губернатора мало видно в Новосибирске, поскольку, за вычетом московских командировок, он плотно работает в районах.

Нацпроекты в равной степени касаются как областной столицы, так и сельских территорий. Причём охват сфер в экономической и социальной плоскостях очень широк. В обывательской памяти нацпроекты ассоциируются с «первым изданием» 2005 года: тогда сначала было 4 нацпроекта, затем 5. На период 2018-2024 годы нацпроектов уже 13, и каждый представляет собой крупнобюджетную сложную программу, содержащую в равной степени вызовы и возможности для регионов.

На этой неделе в Коченёво губернатор объявил, что в рамках нацпроекта «Здоровье» предстоит построить новые площади для детской поликлиники и подстанции скорой помощи. Для жителей райцентра это принципиальная инициатива, но важнее, что областные власти в рамках нацпроекта внедряют программу ремонта детских больниц и поликлиник, предусматривающую закупку нового оборудования и обустройство игровых зон, результаты которой проявятся в населённых пунктах по всему регону. Инспектируя на этой неделе ход реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в Кольцово, представители правительства ещё раз показывают, что это приоритетное направление пользуется одинаковым вниманием не только в областном центре, но и за его пределами.

Тем временем, в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда» в Карасуке благоустраивают Центральный парк и асфальтируют внутриквартальные проезды. Конечно, проекты в Новосибирске, в основном, масштабней и дороже. Наряду с районными, они остаются в поле зрения областной власти, как, например, благоустройство Монумента славы. Но этим летом в качественном исполнении работ по нацпроектам в областном центре как никогда раньше заинтересована мэрия, поскольку в сентябре Анатолий Локоть хочет переизбраться на второй срок. Губернатор даёт ему возможность проявить себя перед выборами на первом плане. Если оценивать именно политический аспект, то в районах области нацпроекты влияют на настроения избирателей, которые проявятся в следующем году.

Ключевая избирательная кампания-2020 на территории региона — выборы в Законодательное собрание. Также в сентябре пройдут выборы в ряде муниципалитетов, включая Новосибирск, где предстоит переизбрать городской Совет. Для областной власти результат кампании по заксобранию важней всего по двум причинам. Во-первых, областной парламент непосредственно влияет на текущую работу правительства (в первую очередь, через бюджет, областные госпрограммы и механизмы контроля эффективности). Во-вторых, представительство в заксобрании говорит об уровне доверия к областной власти и является значимым маркером в глазах федеральных политических администраторов.

Любопытно, как будет выглядеть социология по оценке нацпроектов жителями Новосибирской области в следующем году. Усилия губернатора должны активно поддерживать областные депутаты, которым предстоят перевыборы: здесь их прямой интерес, даже если вывести за скобки наказы избирателей. Курс Травникова на массированное использование возможностей нацпроектов также отражает интересы местного бизнеса. Подряды по программам строительства, ремонта, благоустройства на территории региона за редким исключением достаются местным компаниям. Далеко не все регионы могут похвастаться такой же картиной. У подрядов в рамках нацпроектов жёсткие требования и строгая отчётность. Избегая лишней ответственности, региональные чиновники сами создают преимущества для прихода федеральных генподрядчиков. В Новосибирской области ручное управление нацпроектами не снижает ответственность для исполнителей, но они фактически в одной лодке с заказчиком и мотивированы показать лучший результат, чтобы получить допуск к новым подрядам.

Другие материалы