Зачем СОБР пришёл на «Сибирский гурман»

Показательное «маски-шоу» в компании «Сибирский гурман» это воспитательный сигнал региональному бизнесу, сохраняющему смелость оспаривать налоговые претензии. Предприниматели ждут развития событий, чтобы оценить собственные риски.

Тенденция последних лет в юридическом бизнесе – стремительное сокращение налоговой практики. Времена, когда коммерсанты массово отбивались от доначислений и штрафов, остались в прошлом. Спорить с ФНС в судах стало практически бесполезно, кроме редких случаев. События последнего времени показывают – не только бесполезно, но и опасно.

Рано утром в пятницу, 19 июля, на производство новосибирской компании «Сибирский гурман» приехала бригада силовиков в контртеррористическом обмундировании – каски, маски, бронежилеты, автоматы. Бойцы блокировали фабрику, пугали работников, ломали закрытые двери, следили грязной обувью в стерильных помещениях пищевого производства – всё это для того, чтобы гарантировать следователю изъятие бухгалтерской документации и серверов. Силовая акция прошла после возбуждения следственным управлением СК по Новосибирской области уголовного дела в отношении директора «Сибирского гурмана» Дмитрия Гапоненко и неустановленных лиц по статье УК 199 за неуплату налогов. Речь идёт, по версии следствия, об уклонении от уплаты НДС и налога на прибыль в 2014-2016 годах.

Дело родилось не на ровном месте – у «Сибирского гурмана» идёт давний спор с ФНС по итогам выездной проверки, обнаружившей некие контракты на поставку сырья в 2014 году, которые налоговики сочли подозрительными. Проверяющие увидели основания для доначисления на 50 млн рублей. Но этот вывод не был оформлен в решение, которое можно было бы обжаловать в суде. Юристы «Сибирского гурмана», подготовив возражения, два месяца ждали официальных претензий ФНС, чтобы идти в административный процесс. А в итоге руководство компании попало в фигуранты процесса уголовного.

«Ранее неоднократно «Сибирский Гурман» оспаривал в судах подобные доначисления – пока всегда успешно, в 100% случаях до сих пор. Это нормальная практика, никаких конфликтов с налоговым органом здесь нет. Это обычно для предприятия такого размера», – заявил адвокат Александр Балян в комментарии для НГС. Может быть, именно былая успешность оспаривания налоговых претензий спровоцировала их предъявление в новой, более ультимативной форме? В официальном комментарии СК сказано: целью уголовного преследования за экономические преступления является не изоляция неплательщика от общества, а восстановление справедливости и возмещение причинённого государству ущерба в виде возвращения денежных средств, которые подлежат перечислению в казну.

Жёсткий наезд силовиков на пищевиков вызвал большой резонанс в СМИ и соцсетях. На этой неделе Роспотребнадзор инспектировал производство «Сибирского гурмана», чтобы оценить последствия вторжения бойцов в нестерильной экипировке. Теоретически, организаторы «десанта» на производство могут даже получить какие-то взыскания за перебор с силовым инструментарием. Однако уголовное дело открыто. И руководству компании нужно быть благодарными, что фабулу обвинения не подвели под традиционную «предпринимательскую» статью УК 159 за мошенничество, предполагающую заключение на срок до 10 лет. По «налоговой» статье 199 можно получить максимум 6 лет.

Юристы считают переход вопроса из административной плоскости в уголовную приёмом давления на «Сибирский гурман», чтобы акционерам компании было легче расстаться с деньгами, а другим бизнесменам было неповадно активно спорить с налоговыми претензиями. В этой связи кейс особо интересен частным бизнес-структурам, которых налоговики пытаются превратить в безропотных дойных коров. Что выгодней – вкладываться в квалифицированную юридическую защиту или откупаться от государства, удовлетворяя даже необоснованные претензии? Развитие на «Сибирском гурмане» не даст однозначного ответа, но добавит аргументов в пользу одного из путей.

Другие материалы