Тариф подкрался незаметно

Внезапный рост тарифов на тепло выглядит как детектив, но вполне мог обойтись без скандальных последствий. По крайней мере, в период кампании по выборам мэра «антитарифных» митингов можно избежать, затягивая судебное разбирательство.

Тарифы на теплоснабжение – традиционно горячая тема, изрядно политизированная митингами 2016-2017 годов, когда новосибирским активистам удалось добиться отмены решения об их 15-процентном повышении. Половина кандидатов, заявившихся на выборы мэра, ставит себе в заслугу ту победу. И не особо поспоришь, поскольку действительно было дело, ходили политики и общественники на митинги. Много кто ходил.

Неожиданное повышение цены гигакалории, открывшееся на этой неделе, казалось, могло бы мобилизовать оппозицию и неравнодушную к данной теме общественность. Горожан поставили перед фактом, что вместо 4,9%, анонсированных ещё в прошлом декабре, тариф в 2019 году вырос на 9,1%. Но это ещё не точно, поскольку областное правительство добивается пересмотра ситуации в суде.

Ретроспектива событий такова. В конце 2018 года «Сибирская генерирующая компания» не смогла добиться от областного департамента по тарифам желаемого увеличения платы за тепло. 10 декабря руководитель департамента Гарей Асмодьяров подписал приказ, согласно которому с 1 января 2019 года тариф должен был увеличиться на 1,7% в связи с ростом налога на добавленную стоимость, а с 1 июля ещё на 3,2% в связи с ростом издержек монополиста. Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова эмоционально комментировала решение властей, указывая на то, что лишь официальный прогноз по инфляции обещает рост издержек как минимум на 4,6%. «Только на ремонт сетей мы планировали направить 720 миллионов рублей. А нам в тарифе дали 420 миллионов рублей. Сейчас надо думать, что делать с дефицитом», – говорила Косогова и не исключила возможностей пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу или в суд.

Во времена, когда новосибирская энергосистема была подконтрольна менеджерам экс-министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, ни разу не было, ни такого бурного недовольства установленным тарифом, ни намёков на возможность оспаривания решения регулирующего органа. Все вопросы решались непубличными договорённостями, связанными, в том числе, с формальными и неформальными спонсорскими контрактами «СИБЭКО». У СГК, получившей в прошлом году контроль над энергосистемой, более открытая и последовательная информационная политика. Развитие событий показало: раз уж прозвучало «А», надо было готовиться и к «Б».

В начале весны гендиректор СГК Степан Солженицын подтвердил планы компании вложить в ремонт новосибирских теплотрасс 720 млн рублей. Неизвестно, интересовались ли власти, каким образом энергетики решили компенсировать дефицит из-за недобора доходов от тарифов. Скорее всего, нет. Между тем, СГК направила обещанную жалобу в ФАС. 31 мая антимонопольная служба вынесла решение о том, что департамент по тарифам Новосибирской области несправедливо выбросил из тарифа значимые компоненты. Прежде всего, речь идёт о расчётной предпринимательской прибыли.

Имеет ли производитель тепла право на прибыль – вопрос неоднозначный. По закону такое право гарантировано, при довольно жёстких ограничениях. Так, для СГК в данном случае речь идёт о 176 миллионах рублей. На фоне миллиардных оборотов новосибирского филиала компании сумма кажется несущественной. Но здесь важен принцип. Малые производители тепла – владельцы котельных – получают от областной власти добро на включение прибыли в тариф. «СИБЭКО» из года в год получала отказы. Подразумевалось, что компания должна зарабатывать на других видах деятельности, а тепло производить pro bono или вообще в убыток.

Впрочем, энергетики добивались включения прибыли в тариф не ради принципа, а чтобы обеспечить увеличение инвестиций в ремонт и модернизацию системы теплоснабжения. ФАС счёл требования СГК обоснованными. Вместе с предпринимательской прибылью антимонопольная служба постановила включить в тариф с 1 июля расходы на аренду в объёме 3 млн рублей и 22 млн на корректировку необходимой валовой выручки. Итого 202 млн рублей, которые и составили дополнительные проценты. В итоге летнее повышение фактически составило 7,3% вместо ожидавшихся 3,2%.

Нет сомнений, что СГК информировала власти о намерении обжаловать тариф. ФАС вынесла вердикт полтора месяца назад. Почему же о росте тарифа общественность узнала лишь в середине июля? Судя по информационной картине, областные и городские власти заинтересованы максимально глушить эту тему. Отсутствие комментариев СГК говорит о том же: скорее всего, компания исполняет пожелания руководства региона и города, чтоб лишний раз не будоражить социально чувствительную тему.

Однако такое шило в мешке никак не утаишь. Официальная позиция властей –департамент по тарифам, исполнив решение ФАС, не согласился с его обоснованностью и подал соответствующий иск в Арбитражный суд Москвы. Теперь надо дожидаться решения суда, первое заседание которого назначено на 22 августа. Почему ведомство Асмодьярова лишь 3 июля обжаловало решение ФАС, вынесенное 31 мая – непонятно. Почему не пытались истребовать обеспечительную меру в виде запрета на применение нового тарифа до завершения судебного процесса – неясно. Ясно лишь, что само по себе наличие судебного спора позволит властям отбрехиваться, что вопрос ещё не решён однозначно, как минимум, до выборов мэра.

Стоило ли городить детективную интригу заранее обречёнными на провал попытками замолчать ситуацию? Информационный вакуум всегда заполняют домыслы, и здесь велик риск, что горожане почувствуют себя жертвами нового экономического заговора властей и монополистов. Подробный и открытый разбор ситуации мог бы, если и не снять все вопросы, то, по крайней мере, перевести дискуссию о компонентах тарифов и расходах СГК в предметное русло. Политические риски данного тарифного кейса пока непредсказуемы. За неделю ни один из кандидатов в мэры не взялся программно раскручивать тему неожиданного подорожания тепла, но ситуация может измениться в любой день. Как ни крути, речь всё же идёт о нескольких «лишних» процентах. Пойдут ли из-за этого горожане массово на площадь? Некоторые из организаторов былых «антитарифных» митингов считают, что да, и начинают раскачивать тему в соцсетях, с ходу политизируя вопрос и намертво привязывая к выборам мэра.

Другие материалы