Кандидат-аутсайдер Викторович стал ледоколом оппозиции

Новосибирский общественник Олег Викторович объявил себя единым кандидатом в мэры от оппозиции, доказав ничтожность шансов оппозиции объединиться вокруг одного кандидата. Соперники считают Викторовича провокатором, но, правда в том, что в нынешней кампании у каждого из вчерашних товарищей свои интересы.

В 2017 году общественник-хранитель «Дома под часами» Олег Викторович, общественник-историк Виктор Козодой, общественник-риэлтор Дмитрий Холявченко, депутат горсовета Наталья Пинус и политик-навальновец Сергей Бойко, плечом к плечу, ходили на митинги против роста тарифов и мусорной концессии. Сейчас они вместе идут на выборы мэра от разных партий. Это воплощает лучшую стратегию для действующего мэра Анатолия Локтя, которому будет проще переизбраться на новый срок – многочисленные соперники-оппозиционеры на любой цвет политического спектра растянут протестные голоса между собой. Тем не менее, выдвиженцы оппозиционных сил дружно идут на выборы широкой шеренгой, как в психическую атаку, намекая при этом, будто скоро боевой порядок перестроится и некая коалиция оформится во главе с одним из них.

Аналитики неустанно комментируют, что шансы действующего мэра на переизбрание были бы ниже, останься в бюллетене к выборам лишь две фамилии – некто и Локоть. Но в сегодняшних условиях невозможно представить, чтобы 15 зарегистрированных кандидатов в мэры сняли кандидатуры ради кого-то одного. Значительно осложнил расклад допуск к выборам Сергея Бойко. Политологи считают, что на фоне большинства оппозиционеров у него хороший потенциал для притязаний на 2-3 место. Соответственно, если Бойко снимет свою кандидатуру в пользу кого-то, этот кто-то автоматически будет идентифицирован государственной системой как адепт Навального, со всеми вытекающими. Если же кто-то снимется в интересах Бойко, его поступок точно также будет оценён как вклад в капитал несистемной оппозиции, предвещающий сложности в продолжении политической карьеры.

Между тем, положа руку на сердце, именно ради развития карьеры большинство кандидатов участвуют в текущей кампании. Одни используют выборы мэра, чтобы укрепить личные позиции перед кампаниями 2020 года по избранию депутатов Законодательного собрания и городского Совета Новосибирска. Другие для продвижения партийных брендов. Третьи – ради укрепления отношений с исполнительной властью. Учитывая разные интересы коллег-соперников, расхождение их политических курсов лишь вопрос времени, учитывая, что выборы мэра уже 8 сентября. Подлинный интерес каждого из них – набрать как можно больше процентов в свою пользу.

В конце прошлой недели на новосибирских улицах появилась реклама «Олег Викторович – единый кандидат оппозиции». Поводом заявиться в этом статусе для общественника, выдвинутого на выборы «Партией дела», стали заявления в его поддержку от движения «Народно-патриотические силы России» и комитета «Пенсионеры за достойную жизнь». В целом, довольно жидкий коктейль (особенно если учесть комментарий председателя комитета «Пенсионеров» Антонины Михеевой «Сибкраю» о том, что решение о поддержке Викторовича на момент размещения баннеров не было принято). Но формально это первое объединение разных политических сил в текущей кампании вокруг одного кандидата. НПСР и «Пенсионеры» своих кандидатов не выдвигали, сниматься ради Викторовича никому не пришлось. Тем не менее, победителей не судят, а Викторович, безусловно, выиграл первенство в притязании на статус единого кандидата оппозиции, пусть и не самым честным приёмом. 

Даже если случится так, что все прочие оппозиционеры договорятся снять кандидатуры в пользу кого-то одного (не Викторовича, само собой), этому избранному придётся позиционировать себя в статусе «настоящего единого кандидата оппозиции» или «нового единого», или «главного единого», или ещё какого-то. Как Распутин в середине 90-х подмигивал глазом с голографической этикетки, подавая знак, что эта водка подлинная, надо будет также сигналить избирателю, чтоб он не запутался в «единых кандидатах». Право первой ночи соперники Викторовича проспали.

Теперь вчерашние товарищи по митингам постят про Викторовича обидные вещи в «фейсбуке», обвиняют в работе на мэрию, отказывают в рукопожатии при встрече. Спровоцировав этот конфликт, кандидат «Партии дела», наконец, развязал реальную конкурентную борьбу среди оппозиционеров, которые, кажется, собирались до самого дня голосования идти вместе, романтично держась за руки. Сомнительно, чтобы эта клоунада позволила Викторовичу надеяться на впечатляющий процент. Возможно, он недооценил личные репутационные риски. Однако для конкурентной политики его действия вполне созвучны классике демократических традиций. На ватиканских конклавах при первом подходе к выборам нового Папы, когда фавориты неочевидны, большинство кардиналов-выборщиков нередко голосуют за самих себя. Можно считать, что на неформальных выборах единого кандидата от оппозиции Викторович также проголосовал за себя, не дожидаясь, пока ему предложат поддержать кого-то другого.

Другие материалы