Договоры по дорогам тормозят недоговорённости

Сухой тёплый апрель располагает к раннему старту ремонта дорог, однако мэрия и областное правительство тянут с торгами. Из-за неурегулированных споров с подрядчиками сроки сдачи объектов опасно сдвигаются к зиме.

На прошлой неделе мэр Анатолий Локоть назначил Юрия Дёмина начальником МКУ «Управление дорожного строительства». «Это серьёзное и ответственное направление – он будет руководить ремонтом и строительством дорог в Новосибирске, в том числе, по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ранее Юрий Владимирович был начальником муниципального учреждения «Гормост», – прокомментировал градоначальник. Акцент на нацпроект БКД неслучаен. Это приоритетное направление в дорожной деятельности муниципалитета, на реализацию которого город получает деньги из вышестоящих бюджетов. Самые крупные подряды последние годы идут в рамках БКД, и здесь же самая большая ответственность за качество.

Несмотря на усиленный контроль за исполнением контрактов по БКД со стороны государственных и общественных структур, именно здесь сконцентрирована самая острая конкуренция крупнейших подрядчиков. Неофициально участники рынка утверждают, что распределение подрядов в обычном режиме происходит до начала конкурсных процедур. Потому что если бороться на аукционе по-честному, можно сильно уронить рентабельность, а то и уйти в минус. Это не выгодно никому. В том числе, и государственным регуляторам отрасли. Мэрии и облправительству нужны сильные подрядчики, зарабатывающие достаточно, чтобы крепко стоять на ногах и быть в состоянии отвечать по гарантийным обязательствам. Ведь бывали несчастные случаи, когда подряды на аукционах доставались демпингующим игрокам, впоследствии неспособным выполнить взятые объёмы.

Три новых обстоятельства разрушили устоявшуюся идиллию. Во-первых, появились реальные признаки государственной антикартельной политики, заметно активизировалась Федеральная антимонопольная служба, полиция возбудила первые уголовные дела по фактам ценовых сговоров. Во-вторых, обострились аппетиты ключевых игроков отрасли, им стало трудней приходить к компромиссам. В-третьих, пошла ротация чиновников, выступавших провайдерами этих компромиссов. Упомянутый выше Дёмин стал начальником МКУ после ухода его предшественника Юрия Алексеевского на пост руководителя ГКУ «Мост», сопровождающего строительство Центрального моста. Алексеевский считался главным «разводящим» на городском рынке дорожного ремонта. Смена начальника управления дорожного строительства нанесла ещё один удар по равновесию системы.

Крупнейшим игроком в отрасли является «Новосибирскавтодор». Потенциал и аппетиты компании существенно влияют на рыночный расклад. Но в этом году традиционные подходы сбоят. Несмотря на крепкое лобби в Законодательном собрании и в «Единой России», «Новосибирскавтодор» не доволен своей долей. Об этом можно было судить по попытке обжаловать результаты торгов по четырём из пяти контрактов в рамках БКД, разыгранных мэрией в конце марта. Областное управление ФАС отказало «Новосибирскавтодору» в удовлетворении жалобы.

Сейчас антимонопольная служба рассматривает жалобу на укрупнение областных контрактов по содержанию автодорог. Это напрямую касается интересов «Новосибирскавтодора», под которого власти уже много лет укрупняют контракты, с тем, чтобы компания, выиграв, распределяла подряды по участникам рынка районного значения. Жалобы на укрупнение контрактов поступали в ФАС и в прошлые годы, но интересы «Новосибирскавтодора» тогда брали верх. Сейчас же могут быть сюрпризы из-за перемен, перечисленных выше.

Кроме того, есть фактор неурегулированных претензий по итогам прошлых сезонов. В мэрии недовольны вскрывшимися «подснежниками» на Новом мосту и проезде Энергетиков, отремонтированных в прошлом году по программе БКД. Подрядчиком объекта был «Новосибирскавтодор». Чиновники не хотят поднимать публичный скандал, из-за этого рискуя превратиться в мишени для критики общественников, следящих за состоянием объектов, выполненных в рамках нацпроекта.

Подготовка к торгам по следующим лотам БКД на 2019 год только начинается. В том числе, будут разыграны контракты на капитальный ремонт двух выездов из города – улицы Кедровой и Гусинобродского шоссе. Мэр давно анонсировал эти проекты, но его подчинённые тянут с аукционами. Впрочем, областной минтранс тоже не спешит с торгами на текущий сезон: министр Анатолий Костылевский будто старается оставить себе побольше пространства для манёвров. Подрядчики, в итоге, не спешат запасать инертные материалы, поскольку не понимают своих объёмов. Хотя губернатор Андрей Травников требовал на заседании правительства ускориться с дорожным ремонтом, пользуясь погодными возможностями, сроки работ по основным подрядам сдвигаются ближе к лету. А сроки сдачи, соответственно, ближе к зиме, с вытекающими, подмерзающими и ломающими асфальт последствиями.

Другие материалы