Цена второго тура выборов мэра не только в деньгах

В ноябре городской Совет решит вопрос о втором туре выборов мэра Новосибирска. Депутатам предстоит выбрать между компромиссами с исполнительной властью и настроениями активной общественности.

Общественная организация «Гражданский патруль» выступила инициатором официального обсуждения вопроса, который неофициально политики мусолят уже полгода. Общественники предложили изменить Устав Новосибирска, чтобы вернуть выборы мэра в два тура. Для большей легитимности будущего градоначальника. До 2014 года главу муниципалитета выбирали по двухтуровой системе. В 2013 году с подачи «Единой России» Устав был поправлен. Считалось, что выборы в один тур помогут победе выдвиженца партии власти Владимира Знаткова. Однако выиграл Анатолий Локоть. И сейчас он не хочет расставаться с доставшимся преимуществом.

Анатолий Евгеньевич оказался в ловушке, поскольку пять лет назад он критиковал отказ от второго тура, а сейчас рассуждает о его нецелесообразности. Людям свойственно меняться, в том числе из-за обстоятельств. Но мэр напирает на экономические аргументы. Главная проблема, на его взгляд, в том, что второй тур может обойтись городу в дополнительные 100 млн рублей, которые можно было бы потратить с большей пользой. На льготы, например.

Однако активная общественность считает, что легитимность, авторитет и самостоятельность градоначальника существенно зависят от количества набранных им голосов. А выборы в один тур (особенно при низкой явке) приводят к тому, что побеждает тот, кто наберёт минимальное преимущество. Второй тур заставляет избирателей консолидироваться вокруг одного из двух фаворитов. В конце октября на общественном городском форуме «За Новосибирск» активисты и депутаты, обсудив перспективы выборов градоначальника, приняли резолюцию, одним из пунктов которой значится возврат выборов в два тура.

Скорее всего, эти настроения способствовали вердикту уставной комиссии, рассматривавшей инициативу «Гражданского патруля». Вопрос решено вынести на сессию, хоть и с негативной рекомендацией. В уставной комиссии половина голосов у представителей мэрии, половина у горсовета, а председательствует мэр. Учитывая, что два депутата в комиссии представляют КПРФ, у Локтя гарантированное большинство голосов. Но не абсолютное. Будь отрицательное решение единогласным, предложение общественников осталось бы без шансов на рассмотрение в горсовете.

Впрочем, нет оснований утверждать, что шансы на одобрение инициативы на сессии велики. В первую очередь, судьба второго тура зависит от позиции ЕР. Если фракция решит консолидировано голосовать за или против, на том интрига и закончится. Если же будет свободное голосование, саспенс сохранится. Вряд ли стало совпадением, что октябрь выдался наиболее беспокойным месяцем в отношениях между горсоветом и Локтем. Депутаты прокатили инициативу мэра по созданию комитета по озеленению в составе департамента культуры, спорта и молодёжной политики. На октябрьской сессии Анатолию Евгеньевичу внезапно достался ушат критики за низкие темпы административной реформы. В начале ноября высокий градус в диалоге с депутатами сохраняется. По итогам первых снегопадов на заседании комиссии по городскому хозяйству 7 ноября муниципальным службам за чистку тротуаров поставили неуд. Также депутаты потребовали изменить принципы организации и финансирования работ по чистке дорог. А впереди обсуждение бюджета на 2019 год.

Наращивая критическое давление на мэрию, депутаты преследуют разные цели. В конце октября стало известно, что ряд народных избранников обратились к председателю горсовета Дмитрию Асанцеву и к мэру с просьбой существенно увеличить депутатские фонды на зарплату помощников и на реализацию наказов по округам. Комментарии к публикации письма как бы намекают, что таким образом депутаты могут торговаться с мэром: вы нам деньги, мы вам меньше вопросов по административной реформе, а может, и комитет по озеленению согласуем.

Экспертам ЦДЖ эта версия кажется попыткой искусственно упростить ситуацию. Зарплату помощникам повышать надо, об этом в один голос говорят и единороссы, и однопартийцы Локтя. Вопрос по расходам на мероприятия по округам более дискуссионный, поскольку в этой части депутаты, получается, подменяют исполнительные органы власти, финансируя мероприятия, которые, по идее, должны выполняться районными администрациями или мэрией. И даже если муниципалитет исполнит просьбы депутатов, инициировавших обращение, не факт, что это приведёт к деэскалации критики. А также снимет риски по вопросу о втором туре. Однако более вероятно предположение, что непублично обсуждаются иные компромиссы. Способные, в том числе, привести к изменениям в структуре мэрии.

Тем временем руководитель «Гражданского патруля» Ростислав Антонов официально выяснил в горизбиркоме стоимость организации выборов мэра. Оказывается, из-за технических инноваций и дополнительного обучения сотрудников цена выборов 2019 года почти в два раза выше, чем в 2014: Было 52 млн, стало 96. Председатель избиркома Тамара Краткая оценила расходы на повторное голосование (то есть, на второй тур) в 70% от стоимости первого. Сумма вырисовывается внушительная. И противники второго тура во главе с Локтем будут напирать на экономический фактор при обсуждении на сессии. Но это тот редкий случай, когда экономия бюджетных средств будет воспринята активной общественностью, как отмазка, чтобы ущемить конкуренцию на выборах. И депутатам, которые поддержат Локтя, придётся разделить ответственность за непопулярное решение.

Другие материалы