Перевозчики мусора с трудом вывезли конкурс

До конца ноября областные власти могут наконец-то начать обсуждать новые тарифы на вывоз мусора, гипотетическая величина которых будоражит новосибирцев уже два года. Но есть риск, что очередной этап мусорной реформы затянется из-за новых жалоб.

На этой неделе прошли электронные торги между компаниями, желающими с 1 января перевозить твердые коммунальные отходы в Новосибирской области. Не позже 14 ноября должны быть подведены официальные итоги. После этого региональный оператор ТКО – входящая в Группу «ВИС» компания «Экология-Новосибирск» – на основании финальной стоимости контрактов по перевозке сделает расчёт нового тарифа для населения и представит его в министерство ЖКХ. С 1 января, согласно федеральному законодательству, система оборота ТКО и взимания платы с населения существенно изменится.

Об этом можно судить по условиям конкурса для перевозчиков. Вывозить 49% регионального мусора оператор может сам, на основе прямых договоров. «Контрольный пакет», то есть, 51% мусорного объёма, должен быть разыгран на открытых торгах. Перевозчикам предложили шесть лотов. Каждый объединяет часть территории Новосибирска и несколько районов области. Логика здесь проста: основной объём доходов рынка мусорных перевозок сконцентрирован в городе, и перевозчикам удобней зарабатывать здесь. В то же время, кто-то должен возить отходы и в районах области. Причём возить масштабней, чем сейчас. По логике мусорной реформы, централизованным вывозом мусора должны быть охвачены все 1500 населённых пунктов региона. На сегодняшний день, по ныне действующей схеме, охвачено лишь 15%.

Эти 15% включают 80% населения Новосибирской области. Малонаселённые деревни и сёла перевозчикам мусора неинтересны. Изменит ли расклад текущий тендер? Желающему вывозить мусор с 1 января из дворов Заельцовского района придётся брать на прицеп Барабинский кластер, включающий Барабинский, Куйбышевский и Здвинский районы. Дзержинский район в одном лоте (самом дорогом) с Татарским, Венгеровским, Усть-Таркским и Чановским районами, а также с Плотниково и Раздольным. Первомайский район доукомплектован Краснозёрским, Доволенским и Кочковским. Кировский район, один из крупнейших в Новосибирске, уравновешен в лоте Северным районом, самым отдалённым в области. Октябрьский район дополнен Каргатским кластером, включающим Каргатский, Убинский и Чулымский районы. Крупнейший по географии лот включает город Обь, Черепановский, Сузунский, Маслянинский и Коченёвский районы, а также левый берег Ордынского района.

Как будет работать новая логистическая схема пока не совсем ясно. Сегодня в регионе 41 объект для размещения отходов. По новой терсхеме, с 1 января в строю останется 21 объект. Но на сегодняшний день лишь 14 из них входят в государственный реестр. Вне ГРОО объекты по новым правилам эксплуатировать нельзя. Таким образом, если власти не смогут найти основания для продления возможности принимать мусор на каргатском полигоне, отходы с этого кластера повезут дальше на запад, в Куйбышев. Что сделает перевозку существенно дороже, а ёмкость куйбышевского полигона иссякнет гораздо быстрей.

Но тут мы забежали вперёд. Пока же в результате конкурса будет сформирована средневзвешенная цена транспортировки мусора. Это порядка 70% в размере тарифа. Добавив затраты на захоронение, расходы оператора, плату за негативное воздействие на окружающую среду (с Нового года она будет взиматься с каждого человека и увеличиваться 7 лет подряд) и 20% НДС, получим полный тариф для жителя Новосибирской области. После проработки в МинЖКХ и обсуждения с депутатами размер платы должен будет утвердить областной департамент по тарифам.

Но это бесконфликтный сценарий. На деле же изменение условий транспортировки мусора рушит некоторые устоявшиеся схемы. Во-первых, компании, работающие в Новосибирске, конечно же, не горят желанием заниматься перевозкой мусора в сельской глубинке. Во-вторых, у крупных операторов рынка обслуживания жилья есть свои транспортные компании, и даже свои полигоны. Один и тот же собственник зарабатывает на каждом звене цепочки. А в новой системе деньги за вывоз мусора люди будут платить напрямую регоператору. Который уже будет рассчитываться с перевозчиком. У некоторых игроков могут быть чувствительные потери. Поэтому можно ожидать противодействия.

Конкурс прошёл как будто гладко, практически без конкуренции. На Первомайский район с Краснозёрским кластером даже не нашлось претендентов. Однако многих потенциальных участников остановили конкурсные требования. Зарезервировать 20% от суммы контракта в счёт обеспечения обязательств может позволить далеко не каждый участник рынка.

Как по совпадению на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания 8 октября депутат Вадим Агеенко поднял шум по вопросу ликвидации АО «Экооператор». Эта компания была создана областным правительством для подготовки к мусорной реформе. В частности, «Экооператор» занимался разработкой терсхемы оборота отходов. Компания боролась с «Экологией-Новосибирск» на конкурсе за статус регоператора, но проиграла. Теперь правительство вышло в заксобрание с инициативой ликвидировать АО за ненадобностью и с целью сэкономить бюджетные средства. Агеенко же поставил под сомнение исполнение задач «Экооператором» и предположил, что проигрыш на конкурсе был осознанным, учитывая, что через месяц после тендера директор Лариса Анисимова перешла на работу руководителем компании-соперницы – в «Экологию-Новосибирск». Депутат Алексей Александров предложил обратиться в прокуратуру, чтобы проверить ситуацию на коррупционную составляющую. Однако комитет ограничился предложением провести аудит АО, заложенный в проекте решения.

Агеенко совсем не посторонний человек для сферы ЖКХ, он немало времени посвятил вопросам мусорной реформы. Случайно ли его наезд на директора «Экологии-Новосибирск» почти точно совпал с началом конкурсной процедуры для перевозчиков? Увидим по развитию событий. Источники ЦДЖ утверждают, что некоторые компании уже заготовили жалобы в управление Федеральной антимонопольной службы и только ждут завершения конкурса, чтобы оспорить его. В «Экологии-Новосибирск» пока надеются уложиться со всеми процедурами до Нового года. Но если пойдут жалобы-суды, это уже маловероятно. Впрочем, «чёрным лебедем» может стать и позиция федеральных властей. Они уже дважды откладывали старт федеральной мусорной реформы. Могут и повторить. Причём в самый последний момент.

Другие материалы