Почистить ряды, не замарав ведомства

Прогноз плохой погоды для новосибирских силовиков оправдывается: вслед за областной прокуратурой облако негатива накрыло региональное управление МВД. Первые отставки и наказания говорят о стремлении Москвы избежать по-настоящему громких скандалов.

Новосибирская область попала в число «пилотных» субъектов для глубокой и показательной борьбы с региональной мафией – такой миф сейчас мусолит истеблишмент. Якобы так в администрации Президента местным руководителям объяснили причину десанта проверяющих из Генеральной прокуратуры во главе с заместителем генпрокурора Юрием Пономарёвым. С начала проверки прошёл уже месяц. 8 октября коллективу облпрокураторы в качестве и.о. прокурора области был представлен Владимир Токарев. Пока ещё официальный прокурор региона Владимир Фалилеев в отпуске с неопределённой перспективой, как и прокурор Новосибирска Денис Ференц. Два заместителя Фалилеева (Любовь Кузьменок и Андрей Турбин) уже уволились из органов, судьба прочих руководителей облпрокуратуры не определена.

На этом фоне заместитель Генерального прокурора в Сибирском федеральном округе Иван Семчишин подал в отставку. Официально объявлено, что он выходит на пенсию. Правда, с таких должностей в 58 лет добровольно на пенсию не уходят. Разве что по сильной болезни. Поэтому более убедительной кажется версия о взаимосвязи с разгоном в прокуратуре Новосибирской области. Визы Семчишина были определяющими для многих резонансных дел регионального значения.

После известия об отставке Семчишина в интернет утёк приказ Токарева «О привлечении к дисциплинарной ответственности и депремировании» по итогам комплексной проверки Генпрокуратуры. Приказ констатирует: выявлены многочисленные нарушения по всем основным направлениям деятельности ведомства должностными лицами областной, городской и районных прокуратур. На 13 страницах следует перечисление нарушений. Из резонансного глаз цепляется лишь за неоднократное упоминание торгового центра «Восток» – наследника Гусинобродской барахолки. Сотрудникам прокуратуры разных уровней вменяется в вину ненадлежащее реагирование на информацию о незаконной работе мигрантов в ТЦ и непринятие надлежащих мер по нарушениям требований пожарной безопасности. Да ещё заместителю прокурора Новосибирска Игорю Стасюлису досталось за «Сандуны-Новосибирск» в связи с непринятием мер после того, как суд признал незаконным разрешение на ввод банного комплекса.

Набор нарушений велик, но в основном они не выглядят значительными. Может, из-за казённых формулировок. Кому-то из наблюдателей и выбранные для нарушителей наказания кажутся несущественными. Однако в масштабе единовременная раздача пенделей беспрецедентна для региональной прокуратуры.

Четверо сотрудников ведомства получили строгие выговоры, включая упомянутого Стасюлиса, прокурора Дзержинского района Олега Бушмакина (того, кто не уделил достаточно внимания нарушениям на «Востоке»), заместителя прокурора Железнодорожного района Новосибирска Николая Папантонопуло и зампрокурора Искитимской межрайонной прокуратуры Дмитрия Попкова. 13 сотрудников получили выговоры, включая прокурора Железнодорожного района Анатолия Стафиевского, прокурора Калининского района Алексея Чунькова, прокурора Искитимской межрайонной прокуратуры Романа Гулиева и прокурора Коченёвского района Романа Кузнецова. 11 сотрудников получили замечания, четверо лишены премии (в числе последних – прокурор Маслянинского района Владимир Пасынков). Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ещё восьми сотрудников решится после их выхода из отпусков. В том числе, речь идёт о судьбе новосибирского прокурора Ференца, прокурора Кировского района Владимира Большунова и прокурора Болотнинского района Валентины Зверевой. Непонятно, что будет с первыми лицами областной прокуратуры, но вопросы такого статуса решаются, скорей всего, на более высоком уровне.

Среди политиков говорят, что это ещё не финал. Неспроста же весь октябрь вокруг облпрокуратуры ходили слухи о возможном пересмотре уголовных дел прошлых лет. Но тем, кто надеялся на громкие разоблачения прокурорских злоупотреблений, вряд ли стоит настраиваться на судьбоносные скандалы. Об этом можно судить не только по приказу Токарева, но и по обстоятельствам отставки начальника областной ГАИ Сергея Штельмаха. ЦДЖ рассказывал, что в конце 2017 года ему прочили должность заместителя начальника ГАИ России. А теперь полковника уволили из органов в связи с совершением «проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел». Следственный комитет ведёт проверку по материалам, собранным Главным управлением собственной безопасности МВД в отношении Штельмаха, начальника ГУ МВД по Новосибирской области Юрия Стерликова и начальника областной полиции Николая Турбовца.

На обсуждение общественности оперативно слиты сведения о том, что летом сотрудники ГУСБ остановили автомобиль, в котором ехал депутат заксобрания Николай Мочалин, и спровоцировали его на предъявление удостоверения советника главного государственного инспектора по Новосибирской области, подписанное Штельмахом. Также в копии постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности, выложенной в интернете, говорится о выдаче пропуска-«непроверяшки» на некий «Мерседес». Пропуск якобы утверждён Стерликовым и заверен гербовой печатью Турбовца.

Не странно ли выглядит ситуация, когда приехавшие из Москвы безопасники МВД как бы случайно вылавливают в Новосибирске машину одного из местных депутатов и сподвигают его сверкнуть блатными корочками с тем, чтобы лишь пять месяцев спустя предъявить за это Штельмаху? Если за все годы, что Сергей Викторович командовал областной госавтоинспекцией, ему больше нечего поставить в вину, то полковник просто святой и нужно срочно избирать его, как минимум, в депутаты. Но есть догадки, что Москве просто был нужен формальный повод ко времени. На момент начала проверки в облпрокуратуре мы рассказывали со ссылкой на источник, близкий к администрации Президента, что резонанс нужно ждать и по другим правоохранительным структурам региона. По руководству ГУ МВД вопрос остаётся открытым. В напряжении и смежные силовики. Первые отставки и наказания говорят, что тяжёлых скандальных разоблачений типа обвинений в заказных делах ждать не приходится. Очевидно, Москва хочет почистить ряды, не скомпрометировав ведомства.

.

Другие материалы