Руссо чиновнико, облико морале

Экс-глава Центрального округа Новосибирска Сергей Канунников сообщил ЦДЖ о решении отказаться от попытки взыскать компенсацию за моральный ущерб из-за незаконного уголовного преследования. Отставной чиновник пожалел местных силовиков.

Банер на сайт-3.png
В прошлом выпуске Сводки от 1 августа мы комментировали иск Канунникова к министерству финансов РФ как редкий кейс, в котором бывший муниципальный служащий, оправданный по уголовному делу, пытается добиться возмещения морального вреда. Это дело примечательно по многим причинам, от начала до завершения. И сейчас — новый поворот замысловатого сюжета. Почему Канунников сначала подал смелый (если не сказать дерзкий, по нынешним-то временам) иск и тут же отказался от столь резонансной затеи?

С 2014 года Канунников руководил администрацией Центрального округа и казался одной из самых незыблемых фигур в городской власти. В 2022 году он оказался фигурантом скандальной истории вокруг перемещения с Красного проспекта стелы в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне. Стела была, прямо скажем, не в лучшем состоянии. Как выяснилось, памятник был, по сути, беспризорным. Бдительные граждане сообщили о случившимся председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, который распорядился провести проверку и, в конечном счёте, настоял на возбуждении уголовного дела. Крайним в истории оказался Канунников, которого обвинили в халатности. Глава округа якобы «не организовал подготовку и направление документов о признании права муниципальной собственности на выявленный недвижимый объект имущества — памятник (стелу)», — так формулировало позицию следствие.

Стела вернулась на своё место уже через месяц. Памятник привели в божеский вид. А уголовное дело против Канунникова вместе с судом растянулось на два года. Вполне вероятно, местные силовики не довели бы историю до суда, если бы их не подстёгивали из Москвы. Поскольку кейс оказался под личным контролем Бастрыкина, тот требовал результат.

Обычно чиновников, попавших под уголовное дело, отстраняют от службы. К Канунникову не было таких поползновений. Он продолжал руководить администрацией округа и во время расследования, и по ходу судебного процесса. И отставка его была связана не с претензиями правоохранителей, а с перезагрузкой команды, устроенной новым мэром Максимом Кудрявцевым.

Несмотря на ненавязчивость силовиков по ходу следствия, оправдательный приговор Канунникову всё же удивил. Уж слишком редко так бывает в резонансных делах. Прокуратура дежурно обжаловала вердикт, но проиграла апелляцию. Сергей Иванович получил право на реабилитацию и возмещение ущерба в связи с незаконным преследованием. В феврале 2025 года отставной глава взыскал с Минфина судебные издержки в размере 576 тысяч рублей. А в июле подал иск о компенсации морального ущерба в размере 5 млн рублей.

Не то чтобы сумма кажется великой в контексте уголовного преследования. Хотя Канунникова не арестовывали и практически никак не ограничивали его свободу, быть фигурантом следствия — статус нервный и ущербный. Но всё же 5 млн за моральные страдания надо было бы оправдать существенными аргументами. Суды радеют за государственные финансовые интересы и неохотно принимают решения в пользу пострадавших с большими запросами. А ещё есть аспект раздражённых силовиков, которым достаётся от вышестоящих начальников и за проигрыш дела, и за необходимость выплачивать компенсации.

Впрочем, в этом кейсе до новых выплат дело уже не дойдёт. 6 августа Канунников сообщил автору ЦДЖ, что отозвал иск. По словам отставного чиновника, новосибирские представители СК и прокуратуры, причастные к делу, действовали исключительно под нажимом Москвы. Но по нынешним правилам, именно местным силовикам пришлось бы за свой счёт компенсировать моральный ущерб, назначенный судом истцу. Чтобы избавить новосибирских следователей от риска расплаты из их карманов, Канунников отказался от попытки наполнить свой. А как поступили бы вы?