Пятый мост третьим глазом

Заявлением о месте строительства следующего моста через Обь главный архитектор Новосибирска Иван Штурбабин возбудил острую дискуссию, плеснувшую горючего в предвыборную топку. Жаль, что эти планы носят сугубо теоретический характер.

Банер на сайт-3.png

Мэр Максим Кудрявцев назначил нового главного архитектора два месяца назад. Всё это время Иван Штурбабин осваивался в новом качестве тихо, не привлекая повышенного внимания. И понятно, почему — архитектор до сих пор работал в частном бизнесе, специфичного чиновничьего и политического опыта у него нет. Первое интервью в новой должности Штурбабин осторожно дал муниципальным «Новосибирским новостям», отличающимся безусловной лояльностью к городской власти. Для издания материал стал находкой — индекс цитируемости НН подпрыгнул, поскольку слова чиновника об очередности строительства мостов прозвучали в томной июльской неге как сенсация и разлетелись по другим СМИ.

Процитируем полностью этот фрагмент беседы, поскольку здесь важны некоторые нюансы, оставшиеся без оценок новостных медиа. «Совсем скоро в эксплуатацию введут четвёртый мост через Обь. Генплан города предусматривает строительство ещё трёх мостов: Заельцовского — в районе улицы Сухарной, Матвеевского — в створе улицы Одоевского, Нижне-Ельцовского — в районе Нижней Ельцовки. Ясно, что одновременно строить эти сооружения не смогут. Какое из трёх, по-вашему, актуальнее всего для горожан?», — спрашивает Штурбабина журналист. «Для Новосибирска, расположенного на двух берегах Оби, лишних мостов никогда не будет. Все мосты, заложенные в генплан, нужны — и нужны уже, как говорится, вчера. Первым из перечисленных вами будет Нижне-Ельцовский мост. Именно его департамент транспорта включил в программу развития до 2030 года. Следующим, скорее всего, станет Матвеевский мост, а уже за ним — Заельцовский», — отвечает главный архитектор.

Как видим, на прямо поставленный вопрос Штурбабин не ответил. По какой-то причине он посчитал нужным скрыть здесь своё мнение об актуальности того или иного моста, которое пытался выяснить журналист. Новоявленный чиновник прикрылся решениями коллег из департамента транспорта. С политической точки зрения это разумный манёвр, поскольку из-за выбора очередности строительства мостов будет сломано много копий.

Перспективные планы насчёт Заельцовского, Матвеевского и Нижнеельцовского мостов известны очень давно. Ещё когда областные власти и бизнесмены из группы «ВИС» обсуждали перспективу строительства Центрального моста, многие противники этого проекта предлагали в качестве альтернативы Заельцовский или тот же Матвеевский. Не только обывателям, но и депутатам было непонятно, зачем возводить четвертый мост между Октябрьским и Димитровским при наличии недозагруженного Бугринского. Да ещё и с ограниченными логистическими возможностями в правобережной части (по большому счёту, здесь переход соединяется только с Ипподромской).

Уже при строительстве Центрального вскрылись и другие острые вопросы, как, например, неудобный выезд к железнодорожному переезду на Станционной, но фарш назад уже не провернуть. А вот насчёт планов по следующему — пятому — мосту ещё многим хотелось бы подискутировать. В период избирательной кампании как будто самое подходящее время.

Логику выбора Нижней Ельцовки в качестве локации для следующего моста через Обь понять несложно — по соседству пройдёт Восточный объезд, и выглядит логичным решением сразу уводить на левый берег часть транспортного потока. Матвеевский мост тут не конкурент, хотя под него уже определён проект планировки территории. О каком переходе тут думать, когда столько лет не могут даже спроектировать развязку на Старом шоссе, без которой задыхаются в пробках микрорайоны Берёзовый и КСМ?

А вот Заельцовский мост в створе Сухарной выглядит мощным претендентом на победу в соревновании за очередь. Переход в этой местности мог бы существенно разгрузить Димитровский мост и прилегающие улицы правобережья. На левом берегу появление нового моста смогло бы разгрузить пробки на Станционной и дать импульс для развития перспективных территорий, занятых старым жильём и ветхими промплощадками. В том числе, «Сибсельмаша», до реновации которого дело рано или поздно дойдёт.

Ахиллесова пята сторонников южного направления — Бугринский мост, который до сих пор выглядит недозагруженным по сравнению с Октябрьским. Ситуация должна измениться, когда Бугринский станет частью давно анонсированного Юго-Западного транзита. Но этой трассы ещё нет и в проекте.

Может показаться непонятным, о чём вообще спорить, если ввод почти готового на вид Центрального моста откладывается год за годом. Причём этот мост строится при поддержке федеральных властей и частично за счёт средств частного партнёра по концессии. Перспективы начала работ по пятому мосту в таком раскладе кажутся неопределённо далёкими. Но 10 лет назад не было никакой уверенности, что проект Центрального моста состоится — однако вот он. Время летит быстро. Для крупных инвестпроектов в сферах жилищного строительства, развлечений и других видов бизнеса, требующих удобной логистики, выгодно чётко понимать планы властей на самых ранних подступах к реализации. Кроме информированности, это даёт шансы для лоббирования в пользу своих инициатив.

Другие новости