Обыкновенное чудо в деле Госжилинспекции

В июле была арестована заместитель начальника Государственной жилищной инспекции региона Дарья Дерябина. Она провела в СИЗО менее месяца и вышла на свободу, отказавшись давать показания на своего начальника Александра Полищука.

Банер на сайт-3.png
Следователь просил областной суд закрыть заседания, но получил отказ. А на следующем заседании случилось совсем уж невероятное — подсудимую чиновницу просто отпустили домой, лишь запретив ей определённые действия. «Протоколы опросов, свидетели, которые подтвердили, что было воздействие со стороны оперативников, жалобы, которые мы писали, — всё это было зачитано, приобщено. Суд к нам прислушался и изменил меру пресечения», — передают СМИ слова адвоката.

Для всех, кто следит за практикой открытия дел на чиновников, было очевидно: Дерябина — промежуточное звено. А реальной целью является один из непотопляемых чиновников команды бывшего мэра, губернатора, а ныне сенатора Владимира Городецкого. Напомним, что рассказывала о нём Сводка ЦДЖ: в «портфолио» Александра Полищука уже был крупный скандал с пропажей 1000 голосов, которые жители подали в поддержку проекта благоустройства в пойме реки Каменка. Дело было в 2018 году, когда в день голосования за президента новосибирцам дали возможность выбрать 10 объектов для благоустройства. Депутат горсовета Игорь Салов смог организовать маски-шоу в администрации Дзержинского района, и в одном из кабинетов обнаружил спрятанные стопки бюллетеней с подписями участников голосования. Из-за этой находки в финал вышла территория будущего парка у реки Каменка, а Полищуку пришлось уйти с поста главы администрации района.

После небольшого перерыва его карьера продолжилась на посту начальника инспекции регионального уровня. Правда, ГЖИ тоже оказалась хлопотным местом службы — в регионе уже много лет управляющие компании жёстко бьются за многоквартирные дома, и в этой борьбе регулярно всплывают скандалы с жалобами на подделку протоколов собраний жильцов.

В начале 2025 года на сессии Законодательного собрания депутат Константин Антонов предъявил Полищуку претензии по проблеме подделок и попросил руководство полиции проявить активность в пресечении схем захвата МКД. Через несколько месяцев следователи задержали Дерябину в рамках дела о фальсификации протокола собрания жильцов дома на ул. Островского в Бердске. Десяток бывших и действующих сотрудников, включая руководителя ГЖИ, подвергли обыску. Бенефициаром подделок протоколов назвали компании УК «Эталон-Новосибирск», УК «Азимут» и УК «Алтын», связанные с предпринимателем Дмитрием Люшенко.

Однако бодрый старт расследования дела ГЖИ почему-то свернул с намеченного пути. Дерябина быстро вышла на свободу. Поразительно оптимистичная развязка радует семью, коллег и сторонних наблюдателей из числа госслужащих. Но всё же получается, что некий осадок остался. В 99 случаях из 100 громкие дела против чиновников среднего звена заводятся с целью получения сведений, компрометирующих вышестоящих начальников. Адвокат сообщил СМИ, что на его подзащитную давило следствие: «женщину перевели на 5 суток в одиночную камеру «с крысами и пауками», — цитирует Евгения Шамкина сайт НГС. По словам адвоката, подозреваемая не пошла на сделку со следствием — отказалась дать показания на руководителя ГЖИ и признать свою вину.

В таких ситуациях обычно человек сидит полгода-год, знакомится с крайне суровыми условиями содержания в карцере, и затем выходит под домашний арест, оставив следствию зацепки для расширения круга подозреваемых. И суд обычно не принимает во внимание ни пауков, ни крыс. По такому сценарию сегодня раскручивают на показания десятки чиновников и представителей бизнеса. И мы видим, что какой-то сбой система дала именно в деле Дерябиной. С одной стороны радует, с другой — опять-таки заставляет истеблишмент нервничать из-за пугающей непрозрачности правил игры. Тем более, что практика держать в СИЗО «стрелочников» очевидно расширяется.

12-14 сентября служащим и всем зависимым от государства людям предстоит выразить своë доверие партии власти на избирательных участках. В кабинке для голосования, один на один с бюллетенем подотчётный государству избиратель начнёт задумываться о возвращении практик, которые в обществе было принято оправдывать великой исторической необходимостью — «лес рубят — щепки летят».

Социология такими вопросами не занимается, но и так можно догадаться, что чиновника среднего звена вводит в ступор расширение круга и снижения статуса лиц, которых затягивает в жернова правоохранительная и судебная система. Этот ступор явно не улучшит качество работы госаппарата и, возможно, всё это будет иметь электоральные последствия.

Другие новости