Геополитика в Первомайке
Суд Центрального района отменил разрешение на строительство бетонного завода в Матвеевке. Жители празднуют промежуточную победу и готовятся к продолжению борьбы в следующей инстанции.
В домовых чатах, где проводился сбор подписей против завода на улице Тухачевского, люди поздравляют друг друга и высказывают предположения, что на решение в их пользу «повлияли напряжённые отношения с Азербайджаном». Разрешение на строительство получал Гумрах Абдуллазаде — он возглавляет ООО «ОлимпияСтрой-М». Под объект предпринимателю отводили 8 гектар: корпус площадью 0,8 га, остальное — для бетоносмесительных установок, складов песка и щебня. Производственная площадка планировалась масштабная. Так что вряд ли инвесторы сдадутся после решения первой судебной инстанции.
Вопрос о принадлежности проекта к азербайджанской диаспоре, по идее, не должен влиять на позицию суда. Но мы живём в далеко не идеальном мире. Да ещё Новосибирск в оценках фактора влияния общественного мнения многие считают прямо-таки аномальной территорией. Политики и работники медиа часто высказывают предположения, что роль общественного мнения у нас какая-то не такая, как у всех. И вот недавно сотрудники Новосибирского государственного технического университета даже попытались подвести под эту теорию определённую научную базу.
Сотрудники и студенты кафедры социологии и массовых коммуникаций обработали почти 200 тысяч негативных сообщений в Telegram и «ВКонтакте», сравнивая активность обсуждения проблем в соцсетях крупных городов: Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Красноярска и Нижнего Новгорода. В это очень трудно поверить, но в НГТУ уверяют, что при сопоставимой демографии (1,2–1,6 млн жителей) пять российских миллионников демонстрируют многократный разрыв в количестве тем для конфликтных публикаций.
Как вы уже догадались, Новосибирск занимает первое место: в соцсетях его жителей набралось 1742 тем для критики. На второе место с большим отрывом от лидера поставили Екатеринбург — там нашлось 225 тем. Доцент кафедры социологии и массовых коммуникаций Зоя Отто пообещала автору ЦДЖ объяснить со временем подробности методики исследования, а пока примем в качестве гипотезы, что новосибирцы, возможно, охотнее всех критикуют действия властей и хозяйствующих субъектов.
Если их критическая позиция входит в резонанс с государственной кампанией по охлаждению активности диаспор, то может ли Фемида следовать лишь букве закона? Гораздо вероятнее, что состоящая из живых людей судебная система, как и сама городская власть, принимают решения, не сбрасывая с чаши весов проблему экологии и даже остро политический национальный вопрос.
Разговоры об экологической опасности будущего производства носят предположительный характер, но для жителей Матвеевки даже теоретическая угроза — триггер для активных действий. Они привыкли жить в зелёной береговой зоне, которая застроена дачами и коттеджами. В этих СНТ живёт немало пенсионеров, которые раньше входили в городской истеблишмент, так что у них есть понимание, как с наибольшим эффектом воздействовать на исполнительную и судебную власть.
Отказ от планов конкретного инвестора «ОлимпияСтрой-М» если и случится, то лишь отложит проблему на будущее. По этим восьми гектарам земли рано или поздно власти придётся принимать кардинальное решение, приемлемое для жителей. Любой вариант вредного для экологии производства от инвесторов любой национальности в Матвеевке уже не пройдёт.