Возвращение блудного девелопера
Без фанфар и пафоса известный застройщик Владислав Крючков вернулся в Новосибирск после шести лет в розыске. Уголовное дело против хозяина компании «Сибирьинвест» прекращено, и он вновь может на месте руководить своими проектами, которые, впрочем, и в его отсутствие не простаивали.
Этот кейс заслуживает отдельной страницы в истории новосибирского бизнеса. Особенно если учесть, что речь идёт о стройке. В сибирской столице сильны фантомные боли из-за незавершённых по разным причинам строек, оставивших тысячи обманутых дольщиков. После того, как в 2018 году Крючков попал под уголовное дело и скрылся за границей, можно было бы понять, если б его новосибирский бизнес ушёл в пике. Однако девелопер посредством дистанционного управления не только довёл до ввода все запущенные проекты, но и начал новые масштабней прежних, пользуясь неизменным доверием коллег по отрасли и риэлторов.
Дело против Крючкова стало знаковым, вызвавшим большой резонанс в строительной среде. Это был первый кейс, когда полиция усмотрела мошенничество в общепринятой схеме перевода муниципальной земли под строительство жилья без торгов посредством возведения некого социального административного или спортивного объекта с последующим оформлением участка в собственность. Речь шла об истории 2015 года. Такими приёмами пользовались почти все новосибирские застройщики. В 2018 году казалось, что дело против Крючкова станет единичным. И объяснение искали в конфликте девелопера со своим бывшим партнёром Михаилом Обласовым. Об этом говорили, в том числе, в правоохранительных структурах.
Забегая вперёд, отметим, что дело против Крючкова стало лишь первым в череде похожих претензий силовиков к застройщикам. Но один лишь владелец «Сибирьинвеста» скрылся за рубежом. Полиция подавала документы на розыск в Интерпол, но результата это не принесло.
В том же 2018 году замруководителя департамента земельных и имущественных отношений мэрии Юрия Кузнецова обвинили в нанесении ущерба муниципалитету посредством продажи участка земли в Первомайском районе компании ООО «Лидер-НСК», учредителем которой был Николай Вдов, партнёр Обласова. Последний развернул пиар-кампанию, отрицая свою причастность к преследованию Крючкова, намекая на сомнительность претензий к Кузнецову и нахваливая замначальника ГУ МВД по Новосибирской области Андрея Неупокоева, под крылом которого возбудили дело против владельца «Сибирьинвеста». Уточним, что дело против Кузнецова возбудил Следственный комитет по материалам ФСБ. В 2019 году тандем СК и ФСБ открыл против Кузнецова ещё одно дело о превышении полномочий — опять же в связи с действиями, обернувшимися выгодой для компании Вдова и Обласова. К тому времени генерал-лейтенанта Неупокоева уволили из органов за нарушения, выявленные служебной проверкой.
В апреле 2022 года арестовали Обласова. Ему вменили мошенничество со схемой перепродажи земли, выделенной под СНТ. События происходили ещё в 2014 году. Обласову и Вдову удалось консолидировать участки земли собственников СНТ, а впоследствии продать землю под застройку жильём компании «Энергомонтаж». Парадокс истории в том, что перепродажу осуществили через компанию Крючкова (тогда они были с Обласовым партнёрами). По итогам следствия и суда Обласов получил 2,5 года колонии, но вышел на свободу из зала суда, поскольку ему зачли время в СИЗО и под домашним арестом. К тому времени против бизнесмена уже расследовали новое дело о мошенничестве — опять же с муниципальной землёй, выведенной через образование СНТ под застройку многоэтажками.
В уголовном деле против Крючкова был ещё один фигурант — Александр Асадчий, который непосредственно собирал участок для девелопера. Ему пришлось посидеть в СИЗО и под домашним арестом, да ещё и выплатить мэрии ущерб в 36 млн рублей. Весной 2021 года суд признал Асадчего виновным в мошенничестве и приговорил к 3,5 годам колонии — в зачёт отсиженного на стадии следствия.
Дело против Крючкова тогда было выделено в отдельное производство. Теперь оно закрыто. Претензии к Крючкову сняты. Источник ЦДЖ утверждает, что дело прекращено по реабилитирующим основаниям — следствие признало, что бизнесмена ввели в заблуждение. Можно было бы потребовать компенсацию за незаконное преследование, но делать этого Крючков, разумеется, не будет. Сама по себе возможность вернуться в родной город и провести планёрку без видеосвязи бесценна.