У Москвы аритмия деловой жизни

Популистское обещание «приземлить» в регионах офисы крупнейших госкорпораций звучит уже не первый год. Но из-за проблем со связью у столичных управленцев появляются реальные причины для развития региональных представительств.

На днях произошёл один из самых масштабных сбоев в работе московских аэропортов. Из-за атак беспилотников 19-21 июля не смогли вылететь около 300 рейсов в нескольких городах России. Пассажирам пришлось спать на ковриках и надувных матрасах. Похожая ситуация уже была накануне празднования 9 мая, но сейчас обстановка усугубляется тем, что в Москве всё чаще пропадает интернет и мобильная связь. Бывают дни, когда на протяжении нескольких часов не удаётся заказать такси, отправить электронное письмо, совершить покупку в онлайн-магазине. Разумеется, подобные сбои происходили и раньше, но их количество во второй декаде июля ощутимо выросло.

Один из законов диалектики гласит, что переход в новое качество происходит в результате небольших количественных изменений. Так что рост потерь времени и других издержек у деловых людей в столице может стать для них реальным аргументом в пользу сохранения или развития структурных подразделений в регионах. Сегодня, например, отечественный мессенджер Мах продвигается на рынке не только путём навязывания всем госслужащим, но и за счёт декларируемого конкурентного преимущества — реклама сообщает, будто бы коммуникация пользователей будет стабильной даже в условиях нестабильного интернета.

Мах продвигают блогеры Артемий Лебедев и Клава Кока. Все заместители губернатора Санкт-Петербурга сообщают СМИ, что общаются между собой в чате отечественного производства. Мэрия Новосибирска тоже одна из первых в России объявила о внедрении мессенджера, который интегрирован с Госуслугами. К сожалению, источники Сводки ЦДЖ пока не готовы дать объективный отзыв об этом продукте, изготовленном корпорацией VK: в коридорах власти им на практике пока массово не пользуются, в госкомпаниях и бизнесе тоже не спешат отказываться от привычных международных мессенджеров. Никто при этом не может гарантировать, что эти мессенджеры вдруг завтра не окажутся заблокированы под флагом построения информационного суверенитета.

Если не брать в расчёт могущественных лоббистов VK и мессенджера Мах, то получается, что мощный пул российских политических сил много теряет от запрета «Телеграма». Достаточно взглянуть на первые строчки рейтинга самых цитируемых телеграм-каналов. На первом месте — Дмитрий Медведев с забористой критикой Запада, которую с удовольствием потребляют 1,6 миллионов подписчиков. Второе место у Вячеслава Володина с аудиторией 1,3 миллиона, за ним идут Сергей Собянин, Маргарита Симоньян, Мария Захарова, Константин Малофеев, Сергей Миронов и Рамзан Кадыров. Но даже эти люди не в силах остановить каток мер по суверинизации информационного пространства.

Попытка блокировать «Телеграм», как мы помним, уже предпринималась в 2018 году, но тогда у Роскомнадзора явно не хватило технических средств для реализации. С июля 2024 года по поручению президента Владимира Путина правительство готовит какие-то дополнительные решения по ограничению иностранных коммуникационных сервисов. С учётом этой долгосрочной политики Павел Дуров начал демонстрировать готовность идти навстречу российскому государству, и его «Телеграм» как будто продвинулся в деле исполнения российского закона о «приземлении». Говорят даже о подготовке открытия в России представительства или филиала компании, хотя Дуров этого не подтверждает.

Спасёт ли это «Телеграм» от реальной блокировки — вопрос открытый. Положение мессенджера «Вотсап» ещё более шаткое, поскольку он принадлежит компании Meta**, признанной экстремистской и запрещённой в РФ. И совсем уж глобальный вопрос касается устойчивости работы интернета и обычной мобильной связи в Москве и ряде других регионов. На фоне атак БПЛА в регионах обещают расширять сеть публичного Wi-Fi. Интернет-провайдеры начали активнее раздавать вай-фай в общественных пространствах Москвы и в регионах европейской части страны. Новосибирцы такие проблемы пока воспринимают как инфошум, но во время командировок в столицу надо уже совсем иначе планировать свой график — учитывать возможные сбои в передвижениях и коммуникациях.
** (признана в РФ экстремистской и её деятельность запрещена)