Проект «Манхэттен» уже не столь опасен
На рынке коммерческой недвижимости оживление из-за решения кассационного суда по спору совладельцев компании «Труд» братьев Степановых. Законность сделки по продаже земли девелоперу «Брусника» вновь подтверждена. Это уменьшает риски инвесторов, присматривающихся к активам бизнеса конфликтующих акционеров.
В начале нулевых ЗАО «Труд» было одним из ведущих новосибирских девелоперов. Компания, на паритетной основе учрежденная Владимиром и Петром Степановыми, специализировалась в основном на коммерческих объектах — деловых и коммерческих центрах. Первые офисные высотки в центре сибирской столицы — «Кобра» и «Манхэттен» — плоды «Труда». Медийный пик известности компании пришёлся на 2003 год. Тогда «Труд» на аукционе выиграл у шведской IKEA право застроить участок площадью 42 га вдоль Большевистской перед магазином Metro. Тогда вопрос передачи земли шведам казался решённым, согласованным всеми уровнями власти. Торги представлялись формальностью. Однако «Труд» отнёсся к ним серьёзно и одержал верх.
Сначала девелоперы думали строить там торгово-развлекательный центр с сопутствующей инфраструктурой, потом жильё, затем приморозили затею из-за последствий кризиса 2008 года. В итоге IKEA успела построиться в другой локации, отторговать полтора десятка лет и закрыться. А участок на Большевистской так и стоит неосвоенным. Но перспектива его застройки наметилась благодаря интересу «Брусники».
Правильнее было бы сказать, что новая жизнь для локации наметилась в связи с изменениями внутри «Труда». Большинство объектов, построенных компанией в конце 90-х или начале нулевых, стали утрачивать актуальность и востребованность. Заниматься редевелопментом не было то ли желания, то ли средств. Владимир Степанов инициировал продажу ряда активов, но столкнулся с непримиримым сопротивлением брата.
Следствием конфликта совладельцев стал спор по поводу сделки, заключённой Владимиром Степановым с одной из структур «Брусники»: последняя выкупила половину участка на Большевистской за 950 млн рублей. Петр Степанов оспорил сделку, мотивировав позицию тем, что брат якобы выводил активы общества в нарушение установленной процедуры одобрения. Первая инстанция отказалась признавать сделку недействительной. Решение устояло в апелляционной инстанции. Пётр Степанов подал жалобу в кассацию. 1 июля третья инстанция также признала сделку законной. Теоретически продажу участка ещё можно обжаловать в Верховном суде, но практика показывает, что точку в споре можно считать поставленной.
Представляющая в суде «Труд» управляющий партнёр адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева удовлетворена решением суда кассационной инстанции. «Корпоративный конфликт в обществе не должен препятствовать нормальной хозяйственной деятельности общества и негативно влиять на устойчивость гражданского оборота», — комментирует Гребнева. Не должен, но по факту споры между акционерами зачастую тормозят развитие компаний и заставляют нервничать контрагентов. «Брусника» сделала смелый шаг, решившись вложиться в перспективный участок на фоне конфликта Степановых. Теперь её примеру могут последовать другие инвесторы, заинтересованные в проектах «Труда».
Состоящий из трёх очередей «Манхэттен» давно в полной строительной готовности, но до сих пор его крупнейшая часть — деловая высотка — не введена в эксплуатацию. Дефицит офисных площадей для крупных арендаторов провоцирует высокий интерес и к «Манхэттену», и к некоторым другим объектам «Труда». Если до сих пор конфликт между Степановыми отпугивал потенциальных покупателей, то решение по сделке с «Брусникой» как будто снимает риски.