Отставка Оленникова как предчувствие для других глав

Уход главы Советского района Дмитрия Оленникова поспешили связать с тем, что на этой территории у «Единой России» слабые позиции. Такая интерпретация возникает от желания перекинуть ответственность с больной головы на здоровую, но у руководителей районов действительно есть повод напрячься.

С приходом Максима Кудрявцева сменилась примерно половина управленцев, по которым кадровые решения принимает мэр города. Из семи заместителей он поменял пять. Обновление руководителей районных администраций тоже провели год назад, заменив троих из восьми — в Центральном округе, Октябрьском и Дзержинском районах. Казалось логичным, что сентябрьские выборы пройдут под кураторством этого состава глав. Поэтому неожиданный уход Дмитрия Оленникова за полтора месяца до единых дней голосования порождает общий вопрос об устойчивости положения всех руководителей районов города и области в преддверии 2026 года, когда будут проходить ещё более ответственные выборы в Государственную Думу.

Советский район всегда был чрезвычайно сложен с точки зрения администрирования избирательных кампаний. Рационально ли пытаться списать электоральную сложность Академгородка на Оленникова? Очевидно, что в этом случае повторяется сюжет про Абрама в синагоге, который вывел из себя Бога жалобами на невезение — мол, вечно в жизни не везёт, и даже в лотерею ни разу не выигрывал. «Так ты бы хоть раз лотерейный билет купил!» — в сердцах отвечает Господь. Схожесть сюжетов в том, что «невезение» кандидатов от партии власти в первую очередь связано с тем, что в южной части мегаполиса партия власти регулярно ошибается с фаворитами. Вот и нынче «Единая Россия» здесь выставила на праймериз кандидатов, мягко говоря, не самой великой силы. И теперь СМИ и телеграм-каналы, естественно, пишут про высокие шансы кандидатов других партий и самовыдвиженцев.

Основная функция главы района на выборах — содействовать административным ресурсом кандидатам от «партии власти». Определяют, кому именно помогать, политические администраторы более высокого уровня. Поэтому за слабые стартовые позиции ЕР, определённые расстановкой кандидатов, надо спрашивать с функционеров штабов. В том числе, уместно было бы вернуться к теме подковёрных компромиссов с другими партиями, но это и подавно не уровень районных администраций. В таких конкурентных условиях замена Оленникова выглядит как несвоевременная реакция на фантомный страх предстоящего поражения. Если у старших товарищей были сомнения в лояльности Дмитрия Михайловича, замену имело смысл проводить год назад. На праймериз надо было выводить более интересных Академгородку кандидатов, и уж тем более — не стоило устраивать ротацию сейчас, когда что-то изменить уже невозможно.

Отсюда гипотеза, что в действительности отставка Оленникова может и не быть связанной с выборами. Советский район — особая территория, здесь Академгородок, здесь реализуются крупные проекты, пользующиеся неусыпным вниманием федеральных властей. В последний год активизировалась дискуссия об административной принадлежности Академгородка — должен ли научный центр оставаться частью Советского района или пора уходить в автономное плавание. Опять же такие стратегические вопросы — не уровень главы районной администрации. Но в руках последнего ресурсы для обеспечения бытового комфорта проживания на территории, от которых зависят настроения общественности. Точнее сказать, для обеспечения — или необеспечения.

Что же касается выборного аспекта, то для всех глав районов города и области сентябрьские ЕДГ — это экзамен перед кампанией 2026 года. Выборы в парламент — задача более высокой ответственности. Для её решения районные администрации будут усилены. Нынешний сентябрь покажет, где самые слабые звенья.