Кехман ни в чём не НОВАТ?
Правоохранители занялись Владимиром Кехманом, который больше 10 лет руководил новосибирским театром оперы и балета. Вопросы к «банановому королю», переквалифицировавшемуся в театральные менеджеры, тогда остались без ответов. Как будет сейчас?
Неприятности у Владимира Абрамовича случаются не впервые. До его воцарения на постах руководителя МХАТа, НОВАТа и Михайловского театра он в конце 90-х был крупнейшим поставщиком бананов, но обанкротился, не рассчитавшись со Сбером и банком группы ВТБ. Кехман говорил СМИ, что банкир Герман Греф преследует его и «напрямую звонит министру внутренних дел Колокольцеву». На что Греф отвечал риторической фразой в духе Гамлета: «Когда люди себя ведут за гранью добра и зла…».
Противостояние банков и должника сильно отдавало театральностью. Каким-то чудом Кехману удалось обнулить свою бизнес-карьеру, и реализовать новый невероятный сюжет. В 2007 году с благословения Валентины Матвиенко он был назначен генеральным директором Михайловского театра, пожертвовал 500 миллионов рублей на реставрацию здания. Вскоре театр стал получать престижные премии, в том числе, признание на гастролях в Лондоне. Михайловский также признан одним из самых экономически эффективных учреждений культуры Санкт-Петербурга.
Худрук филармонии Санкт-Петербурга Юрий Темирканов говорил про Михайловский театр: «…как будто родился заново благодаря Кехману. Я просил, чтобы передали начальству, что без Кехмана этого театра не будет. Многие десятилетия это был подпольный театр, мало кто знал, что он вообще есть. И я думаю, что ещё через пять лет опять нам всем придётся говорить то же самое: без Кехмана театра не будет». Сегодня уже три знаменитых театра страны находятся под формальным и неформальным руководством Владимира Абрамовича, и очень многие задаются вопросом: что же будет без него?
У Владимира Абрамовича после обысков и допросов статус фигуранта по уголовному делу о растрате. Очевидно, по мере пресечения и перспективам кейса идёт кулуарный торг. Не случайно в медиа вброшена информация о колоссальных долгах театрального менеджера на более чем 17 млрд рублей. На следственные мероприятия его привозят так, чтобы известное лицо попало в объективы СМИ. По версии следствия, конкурсы на ремонты подконтрольных Кехману учреждений выигрывали одни и те же компании, выполнявшие работы по завышенным расценкам. Медийная волна поднялась очень масштабная — в центре неординарная личность, плюс к этому публика заряжена на критические споры ещё со времен снятия «Тангейзера» из репертуара и директора Бориса Мездрича из нашего оперного театра. В 2015 году история с оскорблёнными чувствами верующих и сменой руководства новосибирского театра прогремела на весь мир, став отправной точкой смены вектора всей государственной культурной политики.
Скандал вокруг «Тангейзера» даже упомянут в одной из книг писательницы Джоан Роулинг — автора Гарри Поттера. И эта всемирная слава сейчас работает против свидетеля масштабных хищений. Так уж устроена современная правоохранительная система, что сдавать назад ей не положено. Даже если Кехман сдаст следствию все нужные карты, выйти из этой истории абсолютно чистым управленцем будет крайне сложно.
По делу о «растрате в МХАТ» предъявлены претензии к ГК «Строй-Эксперт». Питерская компания специализируется на ремонте объектов культурного наследия, в том числе, она занималась реконструкцией Новосибирского театра оперы и балета.
Ещё раз обнулить историю с реконструкциями, как это было сделано с банановым бизнесом? Такое развитие событий полностью исключать нельзя — есть же в искусстве жанр фантасмагории. Но пока ведётся это удивительное расследование три очень важных театра страны будут находиться в зоне турбулентности.