Конец Пылесибирска: восприятие города меняется вслед за технологией уборки

Новосибирску исполняется 132 года. Городские власти добились, что красоту и праздничность в облике города многие жители теперь рассчитывают видеть не только в лучший день лета, но и в обычные будние дни любого времени года.

Лидеры общественного мнения поделились со Сводкой ЦДЖ своими представлениями о том, насколько мэрии удаётся сближать реальность с высоким запросом на качество городской среды. Ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств Наталья Багрова отмечает, как меняются элементы пазла, которые много лет складывались в не очень-то позитивный образ Новосибирска:

— Перед Днём города взяла отпуск, и у меня появилось время понаблюдать, как приводят в порядок улицы. Очевидно, что рабочих и технику горожане встречают сейчас гораздо чаще. Раньше уборочные машины, казалось, просто разметают по улицам пыль, а сегодня — видим, что улицы действительно моют. Прямо под моими окнами восстанавливают газон, до которого, кажется, вообще ни у кого раньше не доходили руки. Накануне Дня города, можно сказать, главным элементом оформления стали многометровые полотна укрывного материала — там, где растёт новая трава, высажены деревья и будущие живые изгороди. И это очень приятно. Такое «оформление» города к празднику — явление для Новосибирска новое, и, надеюсь, оно станет привычным, будет распространяться с главных улиц районов на периферийные.

Сводка ЦДЖ уже обращала внимание, что до прихода в мэрию Максима Кудрявцева газоны вдоль дорог, устройство живых изгородей и омолаживающая обрезка деревьев вообще не входили в число целевых показателей мэрии. Даже самые требовательные депутаты давно смирились, что такие виды работ в принципе не существуют в системе отчётности городского хозяйства. Теперь отсчёт предстоит вести фактически от нулевой базы.

А вот обеспеченность города техникой для уборки улиц уже приближается к оптимальным цифрам. В 2024 состоялись рекордные закупки 116 единиц. В течение этого года мэр планирует ещё один транш обновления парка на 55 новых машин. Один из самых цитируемых экспертов-общественников Владислав Ашурков считает, что проблемы отрасли во многом объяснялись не дефицитом средств, а нехваткой воли к принятию болезненных решений:

—С апреля 2024 года видны огромные изменения в дорожной отрасли Новосибирска. Прошло серьёзное обновление команды, пришли люди с незашоренными мозгами, изменили подходы кардинально, особенно это заметно в подходах к содержанию проезжей части. Впервые мы увидели, насколько результативно можно мыть придорожную лотковую часть, где раньше круглый год лежал смёт, и мыть тротуары. Замечаю, что такие непривычные глазу работы выполняются в разных районах города. Причём машины чаще всего работают в ночные или ранние утренние часы, чтобы не затруднять движение транспорта. По зимнему содержанию мне сложнее оценить изменения — зима была малоснежной (Почти на треть меньше снега выпало по сравнению со среднегодовыми значениями — примечание редакции). Что касается ремонта дорог: дополнительно хотелось бы увидеть сокращение сроков между моментом, когда вырезку сделали, и когда её заделали новым асфальтом. Тут много нареканий жителей поступает в адрес СГК с их долгосрочными раскопками и ремонтами, в том числе, на дорогах города. Хорошо, что есть попытки мэрии влиять на эти процессы. Есть также ожидания кардинальных изменений в организации дорожного движения, но в целом подходы новой команды мэрии меня радуют — в отрасли появляются интересные обдуманные решения.

Сводка ЦДЖ рассказывала о динамике показателей, которая нас сильно удивляла. Например, в 2,5 раза увеличилось число дорожных рабочих, и мэрия сейчас обкатывает интегральную систему оценки эффективности работы по уборке улиц. Но уже сейчас по характеру жалоб в сосцетях и обращениям в общественные приёмные можно сделать вывод, что многолетний образ «города Пылесибирска» получается исправлять. Это предположение подтверждает депутат горсовета с 20-летним опытом Игорь Кудин:

— Я в Совете депутатов отвечаю за комиссию по городскому хозяйству, и меня, как и всех жителей нашего города, в первую очередь волнует вопрос насколько удаётся обеспечивать чистоту улиц и тротуаров, справляются ли со своими задачами коммунальные службы. Изменения за последний год заметны. Новосибирцы часто обращаются в Совет депутатов, и мы понимаем, видим их оценку работы мэрии города. Точно прослеживается динамика положительных отзывов о том, что город стал чище, улучшилось качество уборки. Накануне празднования Дня города приятно видеть такие оценки, ставшие результатом планомерной работы. Сейчас важно сосредоточиться на подготовке города к зиме, я знаю, что работы идут полным ходом и это создаёт некоторые неудобства жителям. Решается задача сокращения времени ремонтов, требующих раскапывания труб теплосетей. И есть основания рассчитывать, что у нас нормально, без серьёзных аварий пройдёт следующая зима.

Высокий износ теплосетей, недостаточность сетей ливневой канализации, необходимость ремонта мостов, на которых недобросовестные подрядчики только усугубили ситуацию… Такие масштабные проблемы невозможно решить за один год. Но система с новыми подходами сказывается и в этих инерционных проектах. Например, Димитровский и правый мост через Иню в прежние времена стояли бы колом, затрудняя движение на многих магистральных улицах, а сегодня там организованы полосы реверсивного движения, и транспортный поток двигается даже в час пик. Сегодня новосибирцы уже поверили, что станция «Спортивная» осенью будет готова, и её пуск состоится в течение этого года. При новом мэре и новом подрядчике эта перспектива перестала восприниматься как утопия.

Заместитель председателя городского Совета депутатов Антон Тыртышный напоминает, что дополнительные ресурсы на решение застарелых проблем подкрепляются кардинальными управленческими решениями:

— Заметны позитивные изменения в городе, связанные, в том числе, с поступлением значительных объёмов средств из областного бюджета — городской бюджет вырос примерно на 20 миллиардов рублей. Дополнительные средства пошли на ремонт дорог, тротуаров, внутриквартальных территорий. Недоремонт был значительный, и сейчас многое навёрстывается. Потребность в дополнительных вложениях копилась давно, так что изменения трудно не заметить. Кроме того, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса был перегружен задачами, и всегда это была ахиллесова пята мэрии — основное количество жалоб и проблем сосредоточено именно в этой сфере городского хозяйства. Думаю, что решение разделить ДТиДБК на два отдельных департамента является правильным: и в организации движения общественного транспорта, и в содержании дорог, мостов, тротуаров произойдёт усиление управленческого звена. Здесь назрела именно необходимость эффективных управленческих решений, а не механическое увеличение расходов бюджета. Есть надежда, что ситуация по этим направлениям городского хозяйства будет улучшаться.

День города — символический праздник, в рамках которого не принято подводить итоги и давать оценки работе местной власти. Тем не менее, раньше муниципалитет старался максимально привести улицы в порядок к очередной дате. Сейчас на улицах не видно авральной показухи. Заботливое содержание городской среды стало качеством обычных будней, и это ключевая перемена, добиться которой удалось за год.

Другие новости