Почему тормозит газификация

В заксобрании заострили вопросы на проблемах газификации, из-за которых в равной степени страдают и предприятия, и частные домовладения. Способность найти решение на уровне региона выглядит сомнительной. Интрига в том, вмешаются ли федеральные власти.

Для депутатов действующего созыва Законодательного собрания газификация — тема политической значимости. Областной парламент принял пакет решений, направленный на значительный прирост числа жителей, получающих «голубое топливо». Областные власти не отставали, активно привлекая желающих записаться на участие в программе догазификации, инициированной президентом Владимиром Путиным в 2021 году. Объяснимо, что в финале созыва перед стартом избирательной кампании депутаты поинтересовались происходящим в газовой сфере.

Поводом стал отчёт МинЖКХ об исполнении госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области за 2024 год», заслушанный 14 мая комитетом по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Депутаты заострили внимание на ситуациях, которые можно классифицировать как «избирательное подключение». Одни домовладения и предприятия подключают, другие нет. В последних случаях структуры «Газпрома» ссылаются на нехватку газа. Если так, то остаётся непонятным, почему в одних случаях топлива нет, а в других оно находится. Особенно когда речь об одних и те же локациях.

На заседании комитета, среди прочего, прозвучал вопрос о подключении к газу предприятия компании «Маслов», принадлежащей китайскому инвестору Цюю Фею. Проект на слуху, это «флагман» южного Промышленно-логистического парка под Бердском. Областные власти согласовали инвестору подключение к сетям. Первую очередь завода построили в 2024 году, но производство до сих пор не запущено. Загвоздка в газе. Компании «Газпром газораспределение Сибирь» и «Газпром газификация» по договору с правительством должны были построить в прошлом году газопровод и осенью подключить завод. На это из бюджета области было выделено 525,6 млн рублей. Работы до сих пор не выполнены, проект в экспертизе, но уже подорожал до 861,7 млн. То есть, за срыв сроков и непонятную перспективу структурам «Газпрома» надо доплатить ещё более 300 млн.

Желающим познакомиться с подробностями кейса депутатам было бы интересно узнать, что в январе 2025 года предприятие «Маслова» чуть было не газифицировали. Чтобы подключить завод, сотрудники ООО «Газпром газораспределение Сибирь» предприняли попытку врезаться в проходящий по соседству газопровод, принадлежащий ООО «Заельцовское». Газораспределительной организацией здесь является компания «АльфаГазСтройСервис». Попытку несанкционированного подключения удалось предотвратить. После этого «АльфаГазСтройСервис» предложила структуре «Газпрома» урегулировать проблему, заменив сторону в договоре с «Масловым». Если бы стороной соглашения стала частная «не газпромовская» компания, снабжающая газом предприятия по-соседству, китайский завод удалось бы подключить без необходимости строить новый газопровод на бюджетные деньги. Однако руководство «Газпром газораспределение Сибирь» отказалось. Сейчас вопрос о законности отказа рассматривается в суде.

Структуры «Газпрома» крепко держатся за монопольные возможности, вероятно, потому, что газа как будто бы объективно не хватает. Об этой коллизии губернатор Андрей Травников говорил в октябре 2024 года в ходе заседания Совета по развитию Сибири при спикере Совета Федерации. «В Сибири не хватает газа. И даже для социальной догазификации. Открою страшный секрет: через год-два мы построим трубопроводы, в которые не сможем пустить газ, потому что лимита газа не хватает», — заявил глава Новосибирской области. Судя по ведомственным документам МинЖКХ, проблема дефицита касается шести субъектов Сибирского федерального округа. Решение «Газпром» видит в строительстве нового газопровода между компрессорными станциями в Тюменской области, который позволит увеличить пропускную способность томской ГТС не ранее 2028-2029 годов.

Догазификация, как президентская программа, в приоритете, но на уровне поселений непонятно, хорошо это или плохо. Случается, что к газопроводу, идущему вдоль одной и той же улицы, одних (тех, кто вписался в бесплатную догазификацию) подключают, а других (которые должны подключаться за установленную государством плату) нет. Так и живут соседи, один с газом, другой без.

Техническая возможность доступа к газу — информация доступная, структуры «Газпрома» обязаны публиковать её ежемесячно. Начиная с 2024 года, «Газпром трансгаз Сибирь» ежемесячно сообщает о свободных мощностях на 30 газораспределительных станциях лишь в объёме 10 кубометров в час. Это позволяет подключать в месяц лишь 3-4 домовладения. Счастливчики, которым выпадает такая возможность, определяются почти случайным образом. Выбор происходит из числа заявок, рассматриваемых оператором на момент публикации «свободных» мощностей. Все прочие физические и юридические лица подключаются, по-видимому, за счёт каких-то резервов, распределение которых осуществляется непрозрачно.

Обращение в адрес президента связано с тем, что на местном уровне независимые участники газового рынка не видят возможности системных решений. В Новосибирской области проблема обостряется долгосрочным эффектом пропаганды газификации. Власти много лет призывали граждан ориентироваться на газ (прежде всего, в индивидуальном жилищном строительстве). Теперь люди достраивают дома в ранее газифицированных населённых пунктах и не могут подключиться к трубе из-за дефицита. В период подготовки к выборам депутатам предстоит услышать много претензий на этот счёт, особенно в районах области. Возможно, это побудит политиков поставить вопросы острей, не дожидаясь реакции на федеральном уровне.

Другие новости