Мусоровозы поедут в неизвестность

Мусорные полигоны Новосибирска ещё надолго останутся триггером проблемной повестки для политиков и надзорных органов. Чем дальше, тем больше бросается в глаза, что вторая попытка провести модернизацию сферы отходов буксует примерно также, как первая.

«Разбудите меня через сто лет и спросите, что сейчас происходит в России, и я отвечу: пьют и воруют» — эту мысль в разных редакциях чаще всего приписывают Салтыкову-Щедрину, но общего мнения у исследователей словесности нет. Оглядываясь на прошедшие 10 лет мусорной реформы в Новосибирской области, хочется провести уверенные аналогии. Например, если бы автор этих строк проспал в летаргии следующее десятилетие, проснувшись, мог бы сказать, что новые мусороперерабатывающие заводы в новосибирской агломерации так и не пришли на смену полигонам. Но проснуться бы. Потому что к тому времени полигоны переполнятся с неизвестными последствиями для экологии.

Левобережный полигон — известный раздражитель для и без того тревожных жителей Хилокского микрорайона, постоянно жалующихся то на одноименный рынок, то на свалку, то на соседство с Клещихинским кладбищем. Мощности полигона по приему отходов давно трещат. Городские власти планировали закрыть его к 2025 году и приступить к рекультивации. Летом 2024 года свалку закрыли. Мусоровозы с левого берега потянулись через весь город на Гусинобродский полигон — единственный, оставшийся в строю. Логистика получилась кошмарная — необоротистая и очень дорогая. В тариф такие заезды не умещались, что нанесло дополнительный удар по экономике регоператора «Спецавтохозяйство».

Осенью 2024 года власти решили откопать стюардессу, то есть, вновь открыть Левобережный. Как временную неотложную меру. Полигон работает в режиме повышенной готовности, то есть, считай, без необходимости укладываться в нормативы. Но физические границы участка не резиновые. Новый предельный срок определяют на лето 2026 года. Это стало известно из выступления недавно назначенного директором «Спецавтохозяйства» Александра Мартынова на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания 9 апреля.

К тому времени уже никто не ждёт появления новых заводов. Мусор из левобережья опять повезут на Гусинобродскую свалку. Услуга подорожает — изменившуюся логистику нужно будет учесть в тарифе. И это ускорит заполнение единственного полигона, ресурсу которого власти пока оптимистично отмеряют лет пять.

САХ выиграл концессии на строительство мусороперерабатывающих заводов возле Верх-Тулы и Раздольного в 2023 году. За время предпроектного анализа и работы над проектно-сметной документацией предполагаемая стоимость объектов увеличилась в два раза против конкурсных параметров. Специалисты САХ и проектировщики искали возможности снизить смету. Отказались от части оборудования, заменили другое. Мартынов убеждает депутатов, что все параметры, прописанные в техзаданиях по концессиям, будут соблюдены. В этом предварительно должна будет удостовериться Главгосэкспертиза, куда уже отправили обновлённую документацию по левобережному объекту в Верх-Туле.

Сейчас отставание по реализации концессий Мартынов почему-то оценивает в полгода. Согласно «дорожной карте», согласованной с ППК РЭО и Минприроды РФ, оба комплекса должны войти в эксплуатацию в 2027 году. По условиям конкурсов, левобережный объект должны были достроить к концу 2025 года, правобережный — к осени 2026. Новые сроки, новые цены, но прежние проблемы, за которые депутаты, по-видимому, уже не понимают, с кого и как спрашивать. Из-за уголовных дел в САХ третий директор за год, отраслевой министр под судом за превышение полномочий, профильный вице-губернатор недавно сменился. Только тарифы растут, а в остальном перспективы без перемен.

Другие новости