Меняется механизм допуска коммерсантов в зелёные зоны
В ближайшее время ожидается выход нового постановления, регулирующего порядок «входа в парки» для малого бизнеса. Главный вопрос: получат ли предприниматели предсказуемые правила, которые станут стимулом для обновления аттракционов.
Пока мы видим печальное несоответствие между качеством благоустройства и морально-физической деградацией развлекательной инфраструктуры, не обновлявшейся с прошлого века. «Каждый договор на сезон — будь то киоск с кофе или небольшой аттракцион — приносит плюс минус чистыми миллион рублей. Если руководство парков не планирует заключать договор на новый сезон — это удар по эксплуатанту. Многие арендаторы несут потери, недовольны, но лишний раз высказывать недовольство боятся из-за возможности потерять другие места. Так что приходится принимать маловыгодные условия договоров, чтобы задействовать имеющееся оборудование и заработать хоть что-то», — рассказывают предприниматели на условиях анонимности.
О планах мэрии изменить порядок работы бизнесмены слышали, но в какую сторону изменятся условия — никто толком не знает. Ожидается, что произойдёт отказ от нынешней системы, когда парки как бы арендуют аттракционы и киоски у коммерсантов. «Есть желание предупредить возможные претензии прокуратуры и перейти к системе торгов», — предполагают «эксплуатанты», работающие в парках города.
Разумеется, предприниматели мечтают о том, чтобы финансовые условия не были пересмотрены в пользу мэрии. Ведь общая установка для структур муниципалитета — это усиленное пополнение бюджета. Например, департамент земельных и имущественных отношений показал рост доходов на 200 миллионов, и сейчас у главы департамента Алексея Коловича ещё более высокая планка. Повышенный план по доходам установлен и управлению художественного облика, ведающему наружной рекламой. Не исключено, что под решение задач пополнения бюджета разрабатывается и новый порядок размещения объектов торговли в зелёных зонах.
В последние годы МАУ «Дирекция городских парков» пытается справиться с прежней практикой, когда каждый парк формировал свой собственный пул «эксплуатантов». Но одновременно возникают болезненные побочные эффекты: например, с большой неприязнью коммерсанты вспоминают попытку дирекции обязать киоски работать при сильных минусовых температурах, когда нет посетителей, и все морозные дни точка приносит только убытки.
При всех имеющихся разногласиях между дирекцией и коммерсантами важно не откатиться во времена, когда зелёные зоны эксплуатировали только ради прибыли. В 2014 году мэр Анатолий Локоть избрался на волне ожиданий перемен, и первое большое сражение с коммерсантами состоялось на набережной. Бесчисленных владельцев аттракционов, шашлычных и пивнушек выгнали с насиженных мест, а после реконструкции на Михайловскую набережную позволили вернуться очень немногим — тем, кто привёл свои объекты в полное эстетическое соответствие с новым обликом набережной.
Лозунг «Красота важнее доходов» был реализован в Затулинском, Заельцовском и Центральном парке, в Нарымском и Первомайском скверах. При этом курс на прекрасное, доброе, вечное встречает на земле ожесточённое сопротивление. Например, уголовное дело завели на бывшего директора Городского центра наружной рекламы Владислава Малиновского (он подписал договор о сносе кафе «Сказка», первого из четырёх объектов, ликвидированных в Первомайском сквере). Вместо грамоты за участие в реформах Малиновский получил внимание Генеральной прокуратуры, уголовное преследование и претензии на 10 миллионов рублей от собственника кафе.
По информации Сводки ЦДЖ, новое постановление не преследует целью расширение площадей, используемых для коммерческой деятельности. Скорее всего, право аренды земли в парках будет разыгрываться на конкурсной основе, и такая новация сама по себе выглядит позитивно. Ждём текст постановления, и смотрим — не прячется ли дьявол где-то между строк.