Зачем Громенко попросился в предприниматели

Защита замначальника ТУАД Константина Громенко, обвиняемого во взятках, пытается переквалифицировать обвинение на статью за незаконное предпринимательство. Шансы сомнительны, поскольку уже второй фигурант в этом деле пошёл на сделку со следствием.

Громенко под стражей с июня 2024 года. Чиновника, считающегося одним из самых авторитетных в транспортной отрасли региона, обвиняют в получении взяток чуть ли не на 100 млн рублей. Адвокаты придумали интересный трюк, добиваясь пересмотра статьи обвинения. Бывало, не раз, что взяточничество переквалифицировали на мошенничество: статья хоть и тяжёлая, но полегче коррупционной, можно отделаться символическим приговором. В деле Громенко попытались представить его действия, как незаконное предпринимательство. Довольно опасный путь для контрагентов чиновника.

Территориальное управление автодорог Новосибирской области — ключевой заказчик по ремонту и содержанию дорог в регионе. В декабре 2020 года начальника ТУАД Михаила Чуманова арестовали по обвинению в получении взятки от коммерсантов на сумму в 5,1 млн рублей. Чуть позже фактически по тому же делу в СИЗО отправили замминистра транспорта Сергея Ставицкого. Эдуард Петров снял телефильм про обвинённых во взяточничестве новосибирских дорожных чиновников, который несколько раз показывали на телеканалах «Россия».

Много лет пребывая формально на вторых ролях, Громенко снискал славу «серого кардинала» дорожной отрасли, восхищая одних и возмущая других. Говорили, будто дело против чиновника стало «ответкой» за уголовные претензии, ране предъявленные одному из подрядчиков. Как бы там ни было, 7 мая 2024 года силовики задержали директора компании «ИТС-Сибирь» Олега Сидоренко по обвинению в мошенничестве. Бизнесмену инкриминировали установку некого «кустарного» оборудования на пунктах весового контроля, построенных на областных дорогах по заказу ТУАД. Попутно провели следственные действия и в управлении. В прессу вбросили сообщение об ущербе чуть ли не на 100 миллионов, хотя на тот момент в бумагах фигурировала несравнимо меньшая сумма. Защита взялась скрупулезно доказывать, что чешское программное обеспечение не работало бы с «кустарным» оборудованием, а замена некоторых деталей была необходимым решением в рамках импортозамещения. Было чувство, что позиции обвинения хлипкие.

Утром 13 июня силовики затеяли новые следственные действия в отношении Сидоренко, а также пришли за Громенко и директором компании «ГИС-Эксперт» Андреем Казаковым. Повестку претензий обновили — коррупция вместо мошенничества. Упомянутых господ назвали организованной преступной группой. Суть обвинения — систематические многолетние взятки в пользу Громенко в обмен на его покровительство. По версии следствия, с 2015 по 2023 годы чиновник получил от руководства двух компаний в общей сложности порядка 100 млн рублей, выплаченных в виде дивидендов дочери Анне Громенко, а также в виде предоставленной жене чиновника возможностью пользоваться автомобилем BMW X5. Кроме того, взяткой посчитали арендную плату, которую компания «ИТС-Сибирь» платила за дом, построенный на участке семьи Громенко.

После задержания суд не стал с первого захода удовлетворять ходатайство следствия об отправке Громенко в СИЗО — редкое дело. Позиция обвинения показалась судье недостаточно убедительной, он дал 72 часа на сбор дополнительных доказательств. В итоге чиновника всё же отправили под стражу. Навстречу годовщине ареста защита просит переквалифицировать обвинение, основываясь на том, что следствие напрасно посчитало обычные хозяйственные операции взятками. За прошедшие месяцы в деле якобы не появилось пояснений, в чём была цель коррупционных подношений. Нет аргументов и насчёт ущерба бюджету, якобы нанесенному действиями Громенко. Замначальника ТУАД никак не может повлиять на результат торгов, это электронная процедура, которой занимается независимое управление контрактной системы правительства области.

По-видимому, адвокаты рассчитывают на компромисс со следствием, основанный на готовности признать вину Громенко по мягкой статье. Незаконное предпринимательство весьма скандальная затея для высокопоставленного чиновника. Но всё же это не взятки. Вот только нужен ли полюбовный сценарий силовикам? По сведениям ЦДЖ, вслед за Казаковым, Сидоренко тоже дал показания о взятках Громенко. Теперь уже два фигуранта поддерживают версию обвинения. Развести тучи руками в таком кейсе будет весьма проблематично.

Под взяткой подразумевается зарплата его дочери за 5 лет работы в коллективе «ИТС-Сибирь». Так получилось, что дочь выбрала работу в той же отрасли, что и отец. Виданное ли дело? И оказалась на работе в одной из десятков, если не сотен компаний, работающих с новосибирским ТУАД. «ИТС-Сибирь» ведёт деятельность во многих регионах от Урала до Дальнего Востока, но к делу это в буквальном смысле не относится.

Компания купила BMW X5 и передала по договору аренды в пользование дочери Громенко. Грешны люди русские, покупают машины на юрлица в лизинг ради экономии НДС. Но тут речь не о налоговых манёврах. Следствие считает, будто покупка автомобиля тоже должна классифицироваться как взятка Громенко.

Отработав в «ИТС-Сибирь», дочь Громенко учредила компанию ООО «Дорожно-транспортные системы». По версии следствия, фактически руководство организацией осуществляли Сидоренко и Казаков, а все дивиденды, полученные Анной Константиновной, на самом деле ни что иное как взятка отцу. Ещё там есть эпизод с домом, построенным Анной Громенко, но повествование затягивается, а нарратив вы уже уловили. В общей сложности следствие насчитало взяток на 100 млн рублей — сумма, идентичная предварительному ущербу по первому делу против директора «ИТС-Сибирь».

Вопреки практике коррупционных дел последних месяцев, суд отказался с первой попытки следствия отправлять Громенко за решётку. Судья оставил чиновника в изоляторе временного содержания на 72 часа, чтобы дать следователям возможность поубедительней обосновать свои претензии. Так или иначе, три дня спустя судья уже без видимых колебаний отправил замначальника ТУАД на два месяца в СИЗО. Напомнив, тем самым, ещё раз для самых непонятливых, что бизнес и служба в дорожной отрасли чреваты зашкаливающими рисками. Что на городском, что на областном уровне.

Другие новости