Концессионные школы несут угрозу обществу и бюджету

Строительство концессионных школ остановлено, перспективы этих объектов под большим вопросом, а платить за их содержание уже приходится, причём в экстренном режиме. Крупные застройщики могут примериваться к перспективам доведения этих проектов до ввода.

В Новосибирске можно бесконечно смотреть на воду, текущую по улицам без ливнёвок, на огонь, пожирающий кубометры отходов на свалках, и на новости с концессионных долгостроев, всплывающие в повестке не реже раза в неделю. Не успел уехать премьер-министр Михаил Мишустин, ознакомившийся в ходе визита с положением дел со строительством Центрального моста, семи городских поликлиник и областной инфекционной больницы, как подвезли новеллу по школьной концессии. 29 июля городская администрация взбодрила СМИ публикацией проектов постановлений мэра Максима Кудрявцева о введении режима повышенной готовности на стройплощадках шести школ — на улицах Татьяны Снежиной, Большой, Пролетарской, Спортивной, Николая Сотникова и Виктора Шевелева. Это география концессионного проекта областного правительства с ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение»», входящей в федеральную группу компаний «Просвещение».

«Режим повышенной готовности» звучит нагнетающе. В документах говорится, что могут понадобиться оперативные меры для предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением строительных конструкций. До сих пор их рушили сами строители: школьная концессия успела прославиться демонтажом фундаментов школ, выполненных с нарушением проектных параметров. Теперь мэр рекомендует министерству образования незамедлительно организовать охрану недостроенных объектов образования и заключение контрактов с другими застройщиками без проведения конкурсных процедур.

Собственно, в этом и смысл «повышенного» режима — чтобы уйти от необходимости тратить время на торги. С охраной для стройплощадок вопрос решится просто. С застройщиками тема куда интересней.

Не будем в тысячный раз напоминать все перипетии проекта, стоимость которого за время реализации выросла с 6,5 до 20 млрд рублей, а работам ещё не видно ни конца, ни края. Директор компании-концессионера Отто Сопроненко сидит в СИЗО с середины мая по обвинению в хищении более 3 млрд бюджетных рублей, выделенных на реализацию проекта. Строительные работы остановлены. Теперь власти вынуждены за свой счёт нанимать охрану, чтобы с площадок чего не растащили и чтоб там никто не убился. С объектами нужно что-то решать, и быстро. Либо достраивать, что есть, либо сносить и возводить заново. Новые школы городу остро необходимы, без них жилищное строительство существенно сократится в объёмах, что скажется на всей экономике региона.

В этой связи интересна новость о том, что мэрия прорабатывает вопрос смены зонирования участка новосибирского ЦУМа, чтобы дать возможность строить там жилые многоэтажки. Землю эту недавно купила компания «Эллада», связанная с Группой «Расцветай» (впрочем, пока застройщик эту связь не комментирует). Одно из условий — обязательство девелопера достроить спортивный объект на территории лицея №22 «Надежда Сибири». Это один из старейших городских долгостроев. Объект, странно сочетающий в себе спортзал для школьников и двухэтажную парковку, начали возводить ещё в 2008 году. Коробка возле Советской много лет стоит немым укором, напоминающим, как у детей забрали спортивную площадку под обещание построить полноценный игровой зал.

Девелоперам, нацеленным на крупные проекты, надо прикидывать возможности включать в финансовые модели расходы на социальную инфраструктуру. Сейчас это необязательно, но вскоре может стать неизбежным. В конечном счёте за всё заплатят покупатели квартир. А самый непыльный заработок получат банки.

Другие новости