Замначальника ТУАД Громенко ответил за дочь

В областной дорожной отрасли новый уголовный скандал, заставляющий задуматься всех причастных чиновников и бизнесменов. За решеткой по обвинению во взяточничестве оказался Константин Громенко, фактически руководивший работой областного ТУАД.

Территориальное управление автодорог Новосибирской области — ключевой заказчик по ремонту и содержанию дорог в регионе. Эта структура подведомственна министерству транспорта, но пользуется немалой самостоятельностью в распоряжении миллиардами рублей. В декабре 2020 года начальника ТУАД Михаила Чуманова арестовали по обвинению в получении взятки от коммерсантов на сумму в 5,1 млн рублей. Чуть позже фактически по тому же делу в СИЗО отправили замминистра транспорта Сергея Ставицкого. Эдуард Петров снял телефильм про обвинённых во взяточничестве новосибирских дорожных чиновников, который несколько раз показывали на телеканалах «Россия». Однако виновность подсудимых до сих пор не установлена.

Громенко в статусе замначальника остался рулить управлением. Много лет пребывая формально на вторых ролях, он снискал славу «серого кардинала» дорожной отрасли, восхищая одних и возмущая других. Известно, что у Громенко сложились непростые отношения с главой Минтранса Анатолием Костылевским. В ряде скандальных историй, будораживших отрасль, высокопоставленные профильные чиновники оказывались по разные стороны. Сейчас участники дорожного рынка утверждают, что дело против Громенко могло стать последствием одной из таких историй. Речь о ранее возбуждённом уголовном деле в отношении одного из подрядчиков. Возможно, позже мы вернёмся к этой истории. А пока обратим внимание на необычные обстоятельства ареста Громенко, обставленного аккурат к открытию ежегодного Транспортного форума Сибири.

Дело против замначальника ТУАД раскачивали как будто с нескольких подходов. 7 мая силовики задержали директора компании «ТС-Сибирь» Олега Сидоренко по обвинению в мошенничестве. Бизнесмену инкриминировали установку некого «кустарного» оборудования на пунктах весового контроля, построенных на областных дорогах по заказу ТУАД. Попутно провели следственные действия и в управлении. В прессу вбросили сообщение об ущербе чуть ли не на 100 миллионов, хотя на тот момент в бумагах дела фигурировала несравнимо меньшая сумма. Защита взялась скрупулезно доказывать, что чешское программное обеспечение не работало бы с «кустарным» оборудованием, а замена некоторых деталей была необходимым решением в рамках импортозамещения. Было чувство, что позиции обвинения хлипкие. И тут грянули новые аресты.

Утром 13 июня силовики затеяли новые следственные действия в отношении Сидоренко, а также пришли за Громенко и директором компании «ГИС-Эксперт» Андреем Казаковым. Повестку претензий обновили — коррупция вместо мошенничества. Упомянутых господ назвали организованной преступной группой. Суть обвинения — систематические многолетние взятки в пользу Громенко в обмен на его покровительство.

За последний месяц мы видели уже несколько экзотичных толкований взяток. В деле депутата горсовета Игоря Украинцева взятки пытаются найти в официальных перечислениях на ИП по договору с бывшим работодателем и партнёром. В деле директора Корпорации развития новосибирской области Александра Зырянова взятки усматривают в оплате пиара по поводу кинофестиваля «Семейные ценности». В деле Громенко под взяткой подразумевается зарплата его дочери за 5 лет работы в коллективе «ИТС-Сибирь». Так получилось, что дочь выбрала работу в той же отрасли, что и отец. Виданное ли дело? И оказалась на работе в одной из десятков, если не сотен компаний, работающих с новосибирским ТУАД. «ИТС-Сибирь» ведёт деятельность во многих регионах от Урала до Дальнего Востока, но к делу это в буквальном смысле не относится.

Компания купила BMW X5 и передала по договору аренды в пользование дочери Громенко. Грешны люди русские, покупают машины на юрлица в лизинг ради экономии НДС. Но тут речь не о налоговых манёврах. Следствие считает, будто покупка автомобиля тоже должна классифицироваться как взятка Громенко.

Отработав в «ИТС-Сибирь», дочь Громенко учредила компанию ООО «Дорожно-транспортные системы». По версии следствия, фактически руководство организацией осуществляли Сидоренко и казаков, а все дивиденды, полученные Анной Константиновной, на самом деле ни что иное как взятка отцу. Ещё там есть эпизод с домом, построенным Анной Громенко, но повествование затягивается, а нарратив вы уже уловили. В общей сложности следствие насчитало взяток на 100 млн рублей — сумма, идентичная предварительному ущербу по первому делу против директора «ИТС-Сибирь».

Вопреки практике коррупционных дел последних месяцев, суд отказался с первой попытки следствия отправлять Громенко за решетку. Судья оставил чиновника в изоляторе временного содержания на 72 часа, чтобы дать следователям возможность поубедительней обосновать свои претензии. Так или иначе, три дня спустя судья уже без видимых колебаний отправил замначальника ТУАД на два месяца в СИЗО. Напомнив, тем самым, ещё раз для самых непонятливых, что бизнес и служба в дорожной отрасли чреваты зашкаливающими рисками. Что на городском, что на областном уровнях.

Другие новости