СКИФ закольцевал внимание к срокам сдачи

Перспектива ввода синхротрона СКИФ стала одной из главных тем праздничной недели для местного истеблишмента, не столь интересующегося наукой, сколько следящего за проблемами со сроками сдачи крупных региональных проектов.

В отличие от порядком надоевших вопросов по областными концессиям, строительство кольцевого синхротрона СКИФ возле Кольцово крайне редко попадает в проблемную общественно-политическую повестку. Ведь речь не про поликлинику, не про школу, и даже не про мост. В депутатские наказы строительство научного объекта класса мегасайенс не входит и входить не может. Это наказ президентского уровня. По состоянию на нынешнюю весну стоимость объекта оценивалась более чем в 47 млрд рублей. СКИФ должен быть введён в эксплуатацию к концу 2024 года — срок определён указом президента.

6 июня стройплощадку посетил прокурор Новосибирска Роман Сивак. В официальном релизе прокуратуры строительная готовность объекта зафиксирована на уровне более 40%. «По информации генерального подрядчика строительство ведётся ускоренными темпами, в две смены, параллельно для учёных созданы условия для начала монтирования оборудования, что приведёт к сокращению сроков ввода в эксплуатацию этого объекта», — написано в релизе облпрокуратуры.

Выглядит как вполне рабочая ситуация. Учитывая, что строительство началось в 2021 году, а завершение планируется всего лишь через 7 месяцев, на фоне строительной готовности в 40% прокуратура могла использовать более жёсткие формулировки. Что-то про недопустимость срыва сроков исполнения президентского указа, например.

После визита Сивака ситуацию вокруг СКИФа подробно прокомментировала на пресс-конференции вице-губернатор Ирина Мануйлова, курирующая проект. Она напомнила про уникальность кольцевого ускорителя, про его значимость для российской и мировой науки. Рассказала о ходе работ (в частности, уже начался монтаж системы накопительного кольца). Представила виды на использование синхротрона в интересах наукоёмкого бизнеса и разработки технологий импортозамещения.

Журналистов же больше интересовали сроки. И это понятно в свете визита Сивака. «Работа идёт по плану, но график очень жёсткий, и сейчас отставание от этого графика может стать критичным. Поэтому внимание к этому объекту со всех сторон, в том числе и со стороны надзорных органов, действительно, очень пристальное», — заявила Мануйлова. По итогам пресс-конференции страницы СМИ запестрели заголовками про «отставание может стать критичным». Вывод напрашивается однозначный: отставание уже есть и может стать критичней. Хотя вице-губернатор имела в виду другое — работа идёт по плану, а отставание, случись оно, может стать критичным.

Поскольку в областной повестке есть несколько долгоиграющих информационных поводов, связанных со сдвижкой сроков проектов, многие медиа — а следом и истеблишмент — почти на автомате положили СКИФ на «проблемную» чашу весов. Объективная реальность такова, что после начала специальной военной операции с разными непредсказуемыми сложностями столкнулись подрядчики всех крупных инфраструктурных проектов. Особенно завязанных на наукоёмких технологиях и зарубежных комплектующих.

Тем не менее, опыт решения таких проблем уже нарабатывается. Пример тому — введённая в эксплуатацию «Сибирь-Арена». Там было отставание от первоначального графика, и прокуроры не единожды приезжали на площадку, чтобы напомнить о необходимости ускориться. Сейчас на сдаче — новая инфекционная больница, сроки строительства которой также пришлось сдвигать вправо. Сам по себе факт, что строительство такого беспрецедентно сложного объекта, как СКИФ, не встало колом, можно было бы назвать чудом. Но в критическом нарративе можно фокусироваться на рисках срыва сроков. Для одних стакан наполовину полон, для других наполовину пуст.

Другие новости