Новосибирский трамвай могут послать подальше
Мэр Максим Кудрявцев сообщил о проработке крупного инвестпроекта по развитию трамвайной сети в Новосибирске. Интерес у российских производителей к городскому рынку есть. Но до сих пор власти ставили на модернизацию белорусской продукции.
По словам градоначальника, инвестиционный проект «Модернизация и развитие трамвайной сети Новосибирска» стоимостью 66,23 млрд рублей уже планируется к реализации. В частности, предполагается построить пути к микрорайону «Радуга Сибири» на Левом берегу» до Южно-Чемского жилмассива в Кировском районе и до Родников на правом берегу, а также восстановить движение трамваев по проспекту Дзержинского. Планы более чем амбициозные, а кем их воплощать — пока непонятно. Кудрявцев не назвал ни инвестора, ни формат реализации проекта. Судя по предыдущим инициативам, речь может идти о концессии.
На слух развитие трамвайной сети воспринимается как более лёгкий по сравнению с метрополитеном способ обеспечить скоростное пассажирское сообщение. Подземка существенно дороже. Если заглянуть в Транспортную стратегию Новосибирска, от перспективных трамвайных маршрутов буквально разбегаются глаза. Новые линии должны соединить все отдалённые микрорайоны с центром города. Возможно, маршруты дотянутся даже до Пашино, Кольцово и Краснообска. Непонятно лишь когда это счастье станет реальным.
В то же время нет оснований считать, будто Кудрявцев сейчас говорит о ничем не подтверждённой инициативе. Опыт последних лет показал, что у крупного бизнеса есть интерес к развитию новосибирского трамвая. Ещё в 2012 году госкорпорация ВЭБ совместно с Европейским банком реконструкции и развития прорабатывала проект модернизации новосибирских линий. Вмешалась международная политика, участие ЕБРР в проекте стало невозможным. В 2017 году появился более осязаемый проект. ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация», входящая в «Роскосмос», вышла с инициативой масштабной модернизации новосибирского трамвайного парка. Под контролем ОРКК действует «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова», производящий пять моделей современных трамваев, разгоняющихся до 75 километров в час.
В Новосибирске руководство ОРКК встречалось с представителями областного правительства и мэрии. Корпорация демонстрировала интерес к масштабному сотрудничеству, но бывший мэр Анатолий Локоть сделал выбор в пользу совместного предприятия с белорусским «Белкоммунмашем». Как известно, тут бизнес следующий: белорусы поставляют в Новосибирск старый трамвай, а на местных мощностях его модернизируют. Получается не сказать, чтобы сильно дёшево. Новый трамвай из Усть-Катавы ОРКК предлагала за 22 млн с гарантией на 18 месяцев. Цена восстановленного белорусского трамвая в 2018 году составляла 18 млн рублей при гарантии в 6 месяцев. Локоть посчитал, что проект с белорусами несказанно выгодней. Возможно, здесь ключевую роль сыграл политический фактор. Потому что масштабных изменений затея с «Белкоммунмашем» дать не могла. В год реанимировали десяток трамваев. Об инвестициях в ремонт старых линий и прокладку новых тут и речи не было.
В 2021 году на горизонте вновь появился ВЭБ вкупе с группой компаний «Лидер» — инвесторы зондировали почву для проекта по модернизации трамвайного сообщения в Новосибирске, но затормозили на поиске подходящих правовых механизмов для получения со финансирования. Бог троицу любит — не удивимся, если в сценарии Кудрявцева ведущая роль вновь достанется ВЭБу. Госкорпорация много вкладывает в крупные инфраструктурные проекты, и может даже найти более впечатляющее решение для сотрудничества с белорусами в рамках проекта. Не всё же новосибирцам чужие трамваи доезживать.