За спорами о деньгах теряются виды на Центральный мост
Крепнет ощущение, что споры вокруг хода строительства Центрального моста потребуют вмешательство извне. Вялотекущие препирательства властей и концессионера тянутся из месяца в месяц, в то время как транспортная связка между берегами становится всё более проблематичной.
Очередной «обмен любезностями» между властными структурами и Группой «ВИС», строящей мост с развязками на левом берегу, случился на фоне отчёта о деятельности областной Контрольно-счётной палаты на сессии Законодательного собрания 23 апреля. «По четвёртому мосту министерством транспорта Новосибирской области выявлены работы на сумму около 3 миллиардов рублей, которые не соответствуют проектной документации либо фактически не выполнялись. Требования об устранении нарушений рассматриваются в суде», — сообщила депутатам председатель КСП Елена Гончарова. Тема прозвучала в больном контексте областных ГЧП-проектов и концессий. Глава палаты констатировала, что сроки их реализации то и дело увеличиваются, и всё равно срываются. При этом растёт и стоимость объектов.
Заголовки СМИ запестрели скандальными тезисами о том, что в Новосибирске выявлены нарушения на 3 млрд при строительстве моста. Перца добавляло утверждение, будто как минимум часть работ на эту сумму фактически не была выполнена. Между тем ничего нового в этой ситуации нет. Спор тянется с прошлого года. Как минимум, уже полгода разбирательства идут публично, о чём в очередной раз по случаю и напомнили стороны конфликта.
Областное министерство транспорта отказывается переводить «ВИС» порядка 3 млрд рублей. Концессионер считает, что имеет право получить эти деньги. А чиновники указывают на несоответствие применённых решений проектной документации. Концессионер доказывает, что предоставленные ему концедентом проектные документы не отражали объективную действительность, из-за чего по ходу работ приходилось вносить коррективы. Вместе с тем, «ВИС» объясняет изменения последствиями санкций — часть оборудования, предусмотренного проектом, оказалась якобы недоступной к приобретению из-за внешнеполитических обстоятельств.
«Работа по согласованию изменений в рабочей документации ведётся на постоянной основе без остановки строительства. Благодаря этому возведение объектов мостовой инфраструктуры не останавливалось даже в самые турбулентные периоды 2020-2022 гг. Если бы по каждому вносимому изменению работы останавливались до получения финального решения госэкспертизы, сроки окончания строительства моста и другой инфраструктуры, предусмотренной концессионным соглашением, отодвинулись бы на непрогнозируемый срок. К настоящему дню в госэкспертизу подано и получено положительное решение по 30 томам проектной документации, а 128 – готовится к загрузке», — сообщили в пресс-службе «ВИС».
Ничего принципиально нового в позициях сторон нет. Всё это мы слышали и читали ещё в конце прошлой осени. Тогда вокруг проекта случилось публичное обострение: концессионер объявил о приостановке работ до завершения спора. Губернатор Андрей Травников жёстко отреагировал на демарш, однозначно заявив, что такие действия не заставят его отдать «ВИС» желаемые средства. Концессионер согласился продолжить работы за свой счёт, пока конфликт решается в судах.
Всё бы ничего, но и политикам, и обывателям стало бросаться в глаза — интенсивности в работах на стройке моста и развязок поубавилось. Их не свернули полностью. Однако действия на площадках выглядят каким-то символическими. На уровне гигиенического минимума.
Так идут месяц за месяцем. Зимой комментарии о том, что мост могут ввести лишь к концу 2024 года, казались шокирующими. Сейчас, глядя на состояние развязок на площадях Энергетиков и труда, уже возникают сомнения — а получится ли достроить до конца года? Полгода в спорах пролетели незаметно, туда же может легко уйти ещё столько же времени.
Между тем затянувшаяся стройка создаёт массу неудобств для движения как на левом, так и на правом берегу. В последнее время проблемы преумножаются ремонтными работами на Октябрьском и Димитровским мостах. Политики гремят с трибун про нарушения и сорванные сроки, но по факту эти разглагольствования ничего не меняет. Концессионер делает вид, что строит. Правительство делает вид, что подгоняет. У каждого своя правда. Все как будто ждут волшебного пенделя, надеясь, что он прилетит другой стороне.