Сельские власти растворятся в округах
В районах Новосибирской области грядёт административная реформа, на старте перессорившая депутатов заксобрания. Укрупнение органов власти на местах должно решить кадровую проблему. И это путь укротить своенравные и зажиточные сельсоветы.
В Законодательном собрании хорошо знают, что в Новосибирской области 30 районов. Но это знание разделяют далеко не все представители городского бомонда. Если вычесть охотников и рыбаков, знакомых с глубинкой региона, в основной массе новосибирский бизнес и даже многие политики, чьи интересы укладываются в границы агломерации, не очень хорошо представляют жизнь в большинстве районов. Чем дальше от Новосибирска, тем сложней с инвестициями, даже если говорить про райцентры и города. С сельскими поселениями картина более печальная.
Качество жизни в областном центре и в деревнях отличается радикально. Остановить отток кадров из села представляется в сегодняшних условиях невыполнимой миссией, но областная власть от неё не отказывается. Какое воздействие окажет новая административная реформа? Об этом и поспорили депутаты на сессии 23 апреля.
Правительство предложило объединить населённые пункты в границах районов с созданием новых образований — муниципальных округов. Это значит, не будет больше сельсоветов с главами и местными депутатами. Функции власти будут сконцентрированы на районном уровне. В качестве пилотных территорий для обкатывания реформы предложили взять Карасукский, Маслянинский и Татарский районы.
Идеологи реформы видят в ней решение кадровой проблемы: во многих сельсоветах сложно найти нужное количество толковых людей, способных исполнять полномочия главы или депутатов. Многих пугает ответственность, в равной степени, как и требования антикоррупционного законодательства в части декларирования всего, что нажито непосильным трудом. Ещё одна проблема, характерная для подавляющего большинства муниципальных поселений — недостаточная бюджетная обеспеченность. Собственных доходов крайне мало, по многим вопросам надо выходить в район, а это другой уровень.
В правительстве считают, что концентрация властных полномочий вместе с бюджетными полномочиями на уровне муниципального округа позволит более эффективно решать задачи всех поселений района. Теоретически это может упростить взаимодействие с инвесторами, заходящими на территорию, поскольку имущество и земля будут под управлением одного органа, без дробления по сельсоветам. Что касается оперативности решения локальных проблем, то в деревнях предполагается сохранить институт старост или иных представителей власти, которые будут уже не главами, а представителями администрации округа. Это снизит ответственность на управленцев. А вот сельских депутатов, по-видимому, придётся распустить.
На сессии разгорелась дискуссия. Представители КПРФ и независимый депутат Константин Антонов раскритиковали инициативу, видя в ней гибель сельского самоуправления и триггер для дальнейшего опустошения деревень. Вице-премьер и министр региональной политики Андрей Клюзов, ряд депутатов от «Единой России» и ЛДПР, а также председатели районных советов поддержали законопроект, как панацею для кадровой проблемы. Консолидированной позиции не сложилось, все остались при своих. В первом чтении законопроект приняли большинством голосов, договорившись, что перед вторым пройдут депутатские слушания, где проблему ещё раз подвергнут подробному обсуждению.
Если эксперимент с муниципальными округами будет признан успешным (а это, судя по трендам, случится очень скоро), такие же метаморфозы предстоят всем районам области. Любопытнее всего перспективы Новосибирского района. После собственно Новосибирска это самая привлекательная для инвесторов территория. Земля здесь стоит дорого, уровень жизни выше, чем в других сельских территориях. И здесь очень активное местное самоуправление, обусловленное нетипично высокими доходами некоторых сельсоветов. Когда дело дойдёт до их ликвидации, до роспуска местных депутатов и до полного объединения ресурсов территории под эгидой администрации района, реформа может встретить реальное сопротивление, более активное, чем на сессии заксобрания.