Строительство АЭС подогреет экологическую повестку
Бывший вице-губернатор Владимир Анисимов удивил городскую общественность предложением построить атомную электростанцию. Слова экс-чиновника, а ныне депутата прозвучали на мероприятии КПРФ — рискованная идея в предвыборную пору.
У Анисимова за плечами опыт работы на руководящих должностях в сфере ЖКХ и энергетики. От отвечал ха этот блок сначала в мэрии Новосибирска, затем в областном правительстве. В нынешнем составе законодательного собрания Анисимов считается одним из ключевых экспертов в жилищно-коммунальной сфере. После январских инцидентов на левобережных теплосетях правительство включило его в состав комиссии по расследованию причин первым из депутатского корпуса.
Депутаты-коммунисты от Ленинского района взялись очень активно работать с темой перебоев тепла. От них мы уже слышали призывы национализировать городскую энергосистему и видели коллективный иск к «Новосибирской теплосетевой компании», присоединившись к которому горожане якобы могут претендовать на компенсацию морального ущерба в связи с остывавшими батареями. Тем не менее, в плане ориентации на резонанс Анисимов переплюнул всех коллег.
4 марта на круглом столе по вопросам ЖКХ, проведённом новосибирским обкомом КПРФ, Анисимов предложил радикальный способ, как обеспечить растущие потребности города в тепле. «Назрел вопрос о строительстве нового теплоисточника. На альтернативном топливе», — сообщил экс-вице-губернатор. Примером безопасной АЭС он назвал энергоблока нового поколения БРЕСТ-ОД-300 в соседней Томской области. Как пишет «Коммерсант-Сибирь», бывший чиновник, а ныне депутат предполагает, что строительство источника может занять не менее 10 лет, а пока оно ведётся, нужно использовать на местных ТЭЦ газ вместо угля.
Отметим, что вопроса дефицита мощностей по производству тепла в местной повестке нет. В постперестроечное время проект строительства ТЭЦ-6 заморозили, поскольку мощностей ТЭЦ-5 вполне хватает на растущий город. А вопрос о переводе ТЭЦ на газ звучит на всех встречах руководителей «Сибирской энергетической компании» с общественностью.
Распространено мнение, будто голубое топливо безопасней в плане экологии, чем уголь. Энергетики с этим уже особо не спорят, терпеливо перечисляя один и тот же набор контраргументов. Первый — газ обойдётся в 2,5-3 раза дороже угля, что неизбежно соответствующим образом скажется на стоимости тепла для населения и предприятий. Второй — необходимы будут масштабные инвестиции в газовую систему города. Понадобятся новые газопроводы и газораспределительные станции. Опять же — за чей счёт? А рассуждения о плюсах и минусах угля (в особенности бурого) в Новосибирске будут оставаться, по-видимому, такой же вечной темой, как гадания об источниках пыли на улицах.
Даже бывалых специалистов по PR озадачивает вопрос, что было бы проще «продать» новосибирцам — идею платить больше благодаря переходу на газ или инициативу по строительству АЭС под боком? Не размениваясь, Анисимов предложил комбо. Но это не «два по цене одного». Платить пришлось бы и за то, и за другое.
В начале нулевых автору этих строк довелось пообщаться с одним местным предпринимателем, родившим идею построить в Искитимском районе алюминиевый завод. Не какой-то там заводишко, а настоящий промышленный гигант масштаба КрАЗа или БрАЗа. На вопрос «Бразэ, куда тебя несёт?» предприниматель невозмутимо выкладывал козыри — здесь добывающие мощности «Сибантрацита», здесь Новосибирский электродный завод, и строительство предприятия по выпуску алюминия стало бы логичным звеном в технологической цепочке.
Эксперты отрасли крутили пальцем у виска, и, конечно же, идея насчёт завода осталась на уровне бреда. Мораль истории в том, что среди предпринимателей регулярно встречаются пассионарии с признаками безумия, заявляющие проекты с беспредельными и немотивированными амбициями. Это нормально. Более того — кажущиеся нереальными проекты иногда «выстреливают». А вот когда подобными инициативами оперируют политики (да ещё с профильным бэкграундом), возникает тягостный когнитивный диссонанс — то ли лыжи не едут, то ли что-то другое не в порядке.