Минтранс потребовал от «ВИС» неустойку

Минтранс Новосибирской области расширяет судебный фронт с концессионером Центрального моста. К спорам по поводу документации и проектных решений добавилось взыскание неустойки. Конфликтный сценарий вряд ли позитивно скажется на сроках ввода.

В конце февраля Группа «ВИС», в структуру которой входит «Сибирская концессионная компания», опубликовала релиз со свежими данными о строительстве Центрального моста с развязками. В целом сообщение можно было бы назвать позитивным. На стройку вышло более 230 человек (недавно было всего 130). Работы финансируются за счёт перераспределения части денег федерального гранта с 2025 на 2024 год. Компромисс, почти остановивший строительство в конце 2023 года, всё же найден? Сомнительно. Во всяком случае, если внимательно читать между строк.

«К сегодняшнему моменту Группа «ВИС» практически в полном объёме выполнила свои финансовые обязательства, предусмотренные концессионным соглашением, инвестировав в проект более 8 миллиардов собственных и заёмных средств», — сообщает пресс-служба, давая, тем самым, понять, что с концессионера взятки уже гладки. При этом строительная готовность объекта оценивается в 85% (где-то мы эту цифру уже встречали, кажется, было это в прошлом году). Стоимость проекта по-прежнему остаётся неизвестной, с хорошими шансами на увеличение относительно всех прошлых прогнозов. «Окончательная стоимость капитальных затрат со всеми изменениями в проекте по инициативе концессионера будет определена финальной госэкспертизой. Условия концессионного соглашения не предполагают компенсации из бюджетных средств возможного удорожания. С целью завершения строительства и скорейшего ввода объекта в эксплуатацию Группа «ВИС» изыскивает, в том числе дополнительные собственные средства на финансирование работ», — сказано в сообщении.

Выглядит так, будто всё положенное частный партнёр уже вложил, но ради общего дела пытается «в том числе» изыскать ещё денег, пока государственный партнёр тормозит с финансированием. Напомним, что областные власти заблокировали часть гранта, чтобы сподвигнуть «ВИС» вернуться к проектным решениям. По этому, в частности, поводу, у Минтранса сложился судебный спор с концессионером. Издание «Сибкрай» подсчитало, что у министерства, выступающего концедентом, в судах идёт уже шесть процессов с мостостроителями. 20 февраля ведомство подало к «Сибирской концессионной компании» иск с требованием взыскать неустойку в размере 300 тысяч рублей.

На фоне ещё не полностью досчитанных миллиардов, ушедших на мост, иск выглядит копеечным. Но лиха беда начало. Тут важен сам принцип. Заявленные сроки ввода объекта пошли вправо. Никто не возьмёт на себя смелость сейчас назвать дату ввода. Судя по воинственной позиции правительства, чиновники действительно намерены максимально жёстко добиваться от «ВИС» исполнения условий, которые они сами считают приемлемыми. Значит, легко может встать вопрос и о более существенных неустойках.

Наверное, с обывательской точки зрения было бы правильней сначала всем навалиться на завершение проекта, а уже потом, после ввода моста и развязок, устраивать разбирательства с концессионером. Обычно в российских реалиях так и бывает, если речь о крупных объектах за бюджетный счёт. Однако концессия отличается от обычного подряда. Отношения государственного и частного партнёра регламентированы на 25 лет вперёд. Опасно оставлять в тылу двусмысленности. Причём это относится к обеим сторонам партнёрства.

Другие новости