К Хорошунову приценятся из-за доходов от «наружки»

Неизбежная при новом мэре переоценка эффективности подразделений мэрии повлечёт не только кадровые выводы. В использовании полномочий структурными руководителями в период при Анатолии Локте могут найтись поводы для более жёстких решений.

Статьи о превышении полномочий или злоупотреблении таковыми — серьёзный риск для чиновников любого уровня. В Новосибирске хорошо усвоили этот урок на примере бывшего губернатора Василия Юрченко, осужденного за превышение полномочий. Следствие посчитало, что продажа участка, санкционированная главой региона, могла принести больше денег в бюджет. Несмотря на то, что фактического ущерба для казны в той истории установить так и не удалось, Юрченко получил три года условно.

В ближайшее время новый глава Новосибирска возьмётся экзаменовать доставшуюся ему команду на профессионализм и эффективность распоряжения полномочиями. Особо остро вопросы всегда напрашивались по блокам, задача которых — наращивать городские доходы. Отношение бывшего мэра Анатолия Локтя к этим вопросам казалось поверхностным, он часто заступался за подчинённых, которых критиковали за недостаток рвения в заработке для города. Если новая метла вооружится счётами, какие результаты она насчитает?

Для первого примера возьмём структуру, работа которой на слуху — управление художественного образа, ведающее вопросами наружной рекламы. В последние два года управление под руководством Олега Хорошунова то и дело даёт скандальные поводы для СМИ в контексте конфликтов с операторами рынка. В одних случаях чиновники демонтировали старые конструкции, в других не давали ставить новые.

После прихода Хорошунова в мэрию в 2020 году действовавшая ранее система взаимодействия с участниками рынка наружной рекламы была нарушена. До того муниципальные структуры обязывались в интересах города проводить торги и аукционы на право размещения рекламных конструкций. Выбор мест был определён схемой размещения, разработанной в соответствии федеральному закону «О рекламе». В конце 2020 года, когда Хорошунов получил должность, действующая на тот момент схема содержала 447 мест, где конструкции размещались без договоров. Единовременное проведение торгов по этим участкам принесло бы в бюджет как минимум 64,8 млн рублей (если считать по среднему показателю, без учёта коэффициента улиц). И это если бы никто не торговался. На аукционах стоимость лотов обычно взлетала до 1,5 раз. Это уже 95 млн рублей за год. А поскольку договоры заключались сроком на 10 лет, можно говорить о контрактах почти на 1 млрд рублей (плюс коэффициент инфляции, который учитывается ежегодно).

Но Хорошунов взялся откладывать крупные аукционы, проводя то здесь, то там штучные торги и попутно сокращая количество конструкций. В схеме, утверждённой 30.09.2019 было зафиксировано 2638 мест (включая упомянутые 447 без договоров). В актуальной схеме, утверждённой 01.08.2023, осталось лишь 1490 мест. Количество щитов 3х6 (самый популярный формат) уменьшилось с 1461 до 1003, суперсайтов со 194 до 63. Почти полностью уничтожен формат «афиш»: на момент прихода Хорошунова их было 220, сейчас 15. Эти носители используются не столько для рекламы, сколько для информирования горожан, их активно используют в столицах. В Новосибирске «афиши» изживают под корень, из-за чего уже обанкротился один участник рынка — компания «Магистраль медиа».

Если бы муниципалитет провёл аукцион по всем 2638 местам в схеме образца 2019 года, единовременный доход превысил бы 364,2 млн рублей за год. Если же выставлять на торги 1490 мест в нынешней схеме при том же тарифе, актуальном на 2021 год, доход составит около 213,7 млн рублей. Разница — недополученные 150,5 млн рублей. Поскольку речь о десятилетних контрактах, получается минимум 1,5 млрд рублей (опять же плюс инфляционный коэффициент).

Как оценивать эти потери? Как упущенный доход или, может быть, как ущерб? Выглядит это так, будто чиновник режет куриц, несущих золотые яйца. Рекламные носители не требуют от города ресурсов. Доходы от аренды для города — деньги из воздуха. Странно от них отказываться на фоне вечной нехватки средств на дороги и социалку.

Хорошунов ставит себе в заслугу существенное сокращение парка рекламных конструкций. «Теперь мы не относимся к рекламе на улицах только как к бизнесу, который должен пополнять бюджет. В первую очередь реклама должна помогать людям, делать их жизнь комфортнее и при этом не уродовать город», — говорил чиновник в интервью изданию «Континент Сибирь». Но город растёт вширь, появляются новые жилмассивы, а количество мест для наружки сокращается — не парадоксально ли это? Не системно ли это упускаемые возможности для увеличения доходов казны? В пересчёте на деньги подход Хорошунова заставляет задуматься. Особенно если посмотреть на опыт соседних городов, где аукционы проходят как по расписанию. В октябре 2023 года администрация Иркутска провела торги на 84 места под видеоэкраны, пополнив таким образом городской бюджет на 300 млн рублей. В январе нынешнего года мэрия Барнаула отторговала всего лишь 77 мест под видеоэкраны за 280 млн рублей — за 10 лет это принесет городу 2,8 млрд.

Можно, конечно, допустить, что в мэриях других городов хуже радеют за художественный облик. А можно поставить вопрос об эффективности использования полномочий главы управления, призванного пополнять городскую казну. Отдельно надо было бы изучить, не получилось ли так, что в результате прореживания схемы кто-то из операторов получил значимые преимущества. Но это тема уже для другого исследования, скорее из коррупционной плоскости.

Другие новости