Во «второй «Горводоканал»» можно войти дважды

Слухам о том, что в Новосибирске появится единый оператор по развитию ливневой канализации, неофициально называемый «вторым «Горводоканалом»», уже полгода. Губернатор Травников проанонсировал скорый старт проекта.

Отсутствующая или неработающая ливнёвка столицы Сибири давно стала мемом. Из-за перемен климата новосибирцы вроде должны были привыкнуть к шквалистым ливням, превращающим улицы в реки. Но то ли дожди чаще и обильней, то ли ситуация с ливнёвкой всё хуже, но факт в том, что вопрос в социальном плане становится всё более проблемным. Особенно тема ливнёвок зудит на фоне масштабных программ ремонта дорог и комплексной застройки территорий. Вроде бы город развивается — а в ливневую канализацию инвестиции не попадают.

Далекой весной 2016 года тогдашний вице-мэр по городскому хозяйству Данияр Сафиуллин презентовал горсовету несколько масштабных проектов развития, которые предполагалось реализовать в формате ГЧП. Ибо без участия бизнеса у муниципалитета средств на это не хватило бы. Вообще любопытно вспомнить те инициативы и проанализировать, почему не сложилось воплотить ни одну из них. Может, вернёмся к этому позже. А пока напомним, что среди представленных тогда Сафиуллиным проектов наиболее спорным было ГЧП по развитию системы ливневой канализации.

В ценах 2016 года проект развития ливнёвок предполагал до 400 млн ежегодных инвестиций на протяжении неопределённого срока. Отбивать вложения предполагалось через технологическое присоединение к системе, транзиту и очистке ливневых вод и технических стоков по регулируемому тарифу. Фактически речь шла про второй «Горводоканал». Обязанность платить за техусловия подключения к ливнёвке, скорее всего, в первую очередь наложили бы на строителей и девелоперов, но могли попытаться «переподключить» и уже давно построенные объекты.

Конкретики по срокам реализации, стоимости проекта и механизму воплощения в докладе Сафиуллина было критически мало. Дальше разговоров дело не пошло, через пару лет об инициативе и вовсе забыли. Но проблема никуда не делась, и острота её растёт.

Неофициальные разговоры о том, что в городе будут создавать оператора для развития ливнёвки, ходят в коридорах власти с конца 2022 года. На тот момент уже было ясно, что казавшийся всеосваивающим руководитель муниципального предприятия «Метро МиР» Александр Мысик эту программу не вывезет — против него уже развернули уголовное преследование. 5 сентября губернатор Андрей Травников официально высказался о перспективах.

Для решения проблемы будут внедрены два подхода. Во-первых, губернатор предполагает включить ливнёвки в обязательные требования к застройщикам при освоении новых участков. Во-вторых, наиболее сложные участки городских дорог будут обеспечены ливнёвками за счет бюджета области. Первым станет отрезок улицы Петухова. «Обязательное условие — определить организацию, которая будет отвечать за эксплуатацию ливневой канализации на территории города. Сегодня это организация «Метро МиР». Но я считаю, что надо определить специализацию этой компании для того, чтобы содержание ливнёвок для неё стало основным видом деятельности», — заявил Травников.

Если решать проблему ливнёвок по-серьёзному, в масштабе города, то объём работ точно сделает нового оператора «вторым «Горводоканалом»». Последний, оставаясь в собственности муниципалитета, успешно собирает средства с предприятий и граждан. Как будет финансироваться «ливневый» монополист пока непонятно, однако мысли про оборот предприятия может вскружить головы.