Подснежники не красят благоустройство

Наведение порядка на улицах Новосибирска вновь рискует уйти в раннюю зиму. Есть отставание и по областным объектам. Самые острые вопросы по скверам на центральных улицах. Чиновники продолжают бодриться, хотя шелест календаря неумолим.

Комментаторы отметили непривычно суровый тон губернатора Андрея Травникова на совещании 25 сентября, где чиновники обсуждали благоустройство по нацпроекту «Жильё и городская среда» и по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды». Там замминистра ЖКХ Евгений Назаров сообщил, что в 2023 году было запланировано провести благоустроительные работы на 185 объектах. Сейчас готовы 106. Чиновник заверил, что остальные 79 объектов под контролем МинЖКХ должны быть завершены до декабря.

Главу региона насторожили слова подчиненного. «Почти 200 объектов запланировано на этот год, из бюджета выделено почти 2 млрд рублей. Мы все осознаем, что это приоритетное, важное направление, — заострил внимание Травников. — Кто не догадался, подсказываю: синоптики говорят, что лето закончилось. Мне сложно представить, как можно завершать объекты благоустройства в декабре. Что можно сделать в декабре, кроме формирования сугробов на объекте благоустройства?» Риторический вопрос губернатора к Назарову и его коллегам из МинЖКХ остался без комментариев.

Прогресс на месте не стоит, а предприниматели совершенствуются в приспособлении. За последние годы горожане близко познакомились с технологией укладки «холодного асфальта» и с понятием «зимнее благоустройство». Понятно, что ямы на дорогах можно латать круглый год. Но от плановых проектов (да ещё в русле федеральных программ) люди вправе ждать полного объёма эстетики и функциональности. На деле автовладельцы в Новосибирске и области могут насладиться отремонтированными дорогами лишь в конце осени. Зачастую под снегом. Пара недель — и уже зимний сезон. В ходе которого водители шипованной резиной снесут часть давешнего благоустройства, не вполне надёжного из-за укладки асфальта при низких температурах.

Так что с технологической точки зрения губернатор не вполне прав. В декабре на объекте благоустройства можно не только снежных баб валять. Осваивать бюджетные деньги тоже получается. Губернатор прав в оценке, что затягивать до зимы неправильно. Тем не менее, до снега осталось недолго, и нет новых оснований ждать чудес в плане скорости от подрядчиков. К слову, чудесные ускорения зачастую несут риски по качеству и долговечности.

Автору этих строк довелось в минувшие выходные прокатиться за рулём до Чемала и обратно. Ещё раз пришлось убедиться в справедливости молвы о том, что при пересечении границы Новосибирской области автомобиль дальше движется тише. То ли другой асфальт, то ли другая укладка. Даже в Бийске, Майме и Чемале дороги ровней, чем новосибирские магистрали — нет выбоин, нет ям с колодцами. Такая же картина при выездах в Кемеровскую, в Томскую области. Слишком много людей знакомы с этими фактами, чтобы отрицать их. Каким образом город, претендующий на статус сибирской столицы, может сохранять улицы в столь нестоличном состоянии — загадка, достойная теории насчёт какого-то особого пути Новосибирска.

Тем временем, городские чиновники планируют завершить сезон дорожных работ в октябре. Об этом начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Константин Васильев сообщил на аппаратном совещании в мэрии. «По всем направлениям идём без опоздания. Вопросы остаются с примыканиями и деформационными швами, но серьёзных опасений по этому году у нас нет», — сообщил Васильев коллегам, многие из которых видели, как в прошлом и позапрошлом году асфальт укладывали под снегом.

Кстати, про асфальт. По словам Васильева, уже начались сложности с асфальтобетоном, поскольку сезон завершается. Может быть, чиновник сообщил об этом для какой-то подстраховки. Потому что современные асфальтобетонные заводы по технологии могут работать до —10 градусов. Был бы спрос и деньги.

Вряд ли в деньгах проблема, тормозящая работы в Первомайском сквере. Судя по состоянию на конец сентября, город рискует остаться на зимовку с видом на развороченный центральный сквер. На фоне такого риска кажутся малосущественными вопросы о сквере перед цирком и даже о парке «Каменка», первый этап завершения которого ожидается в сентябре. На территории перед цирком сторонники сохранения проезда к ресторанам и хотя бы небольшой парковки, по-видимому, близки к поражению: источники ЦДЖ утверждают, что прокуратура оставила возмущённых предпринимателей-арендаторов без поддержки. Для муниципалитета это существенный фактор, позволяющий смело и полно осваивать территорию вдоль Челюскинцев от Советской до Нарымской. В то же время, случись проблема со сроками сдачи — прокуратура сможет организовать чиновникам новые проблемы.

Другие новости