Комитеты заксобрания открыли сезон
Осенний сезон в заксобрании стартовал с места в карьер: на первых сентябрьских заседаниях комитетов депутаты заострили вопросы финансовой эффективности и взялись за поручения по формированию бюджета-2024.
Лето прошло без внеочередных мероприятий в областном парламенте. Это не значит, что депутаты провели каникулы в ничегонеделании. Напротив, тёплые месяцы выдались интенсивней обычного в плане работы на округах. В связи с выборами губернатора на парламентариев легла двойная нагрузка по выстраиванию взаимодействия между жителями территорий и штабами кандидатов. Важной задачей стало включение наказов в программу будущего победителя. Теперь работа Законодательного собрания возвращается в плановое русло. Ревизия нерешённых задач и проработка новых инициатив — на повестке первых заседаний комитетов.
12 сентября комитет по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям вернулся к старой проблеме подтопления участков в селе Красный Яр на берегу Обского водохранилища в Ордынском районе. За частным вопросом, касающимся нескольких домовладений, кроется масштабная задача. Зампред комитета Роман Яковлев напомнил коллегам, что опыт Красного Яра в решении проблемы подтопления должен был стать пилотным, а всего в области сотни участков, где происходит разрушение берегов.
Между тем, пилотный проект «не взлетел». Депутаты поднимают этот вопрос с 2012 года, но за это время правительством так и не сделано ничего, – констатировал председатель комитета по аграрной политике Денис Субботин. Он предложил в рамках формирования нового бюджета запланировать выделение 10 млн рублей на самые проблемные участки. Депутат Анатолий Жуков уточнил, что вопрос не только в сумме, но и в исполнителе — непонятно, есть ли добросовестный подрядчик, готовый ответственно взяться за задачу. Ответ на этот вопрос должны дать на следующем заседании комитета руководители Минприроды и администрации Ордынского района.
Более сложная задача, стоящая перед областными властями — помочь предприятиям агропромышленного комплекса пережить последствия изменения федерального законодательства в части обращения побочных продуктов животноводства. Согласно новым требованиям, в области необходимо построить 727 специализированных площадок из бетона общей площадью почти 700 тысяч квадратных метров. При существующих мощностях областным производителям бетона понадобится 5 лет, чтобы удовлетворить этот запрос, а обойдётся строительство навозохранилищ в 14 млрд рублей.
По умолчанию предполагается, что затраты лягут на предприятия, владеющие поголовьем от 500 коров и более. В Красноярском крае власти решили давать животноводам гранты в размере 50% от стоимости навозохранилища. Случись новосибирским властям перенять этот опыт — нужно будет искать в бюджете 7 млрд рублей. Это много. И для местных животноводов 7 млрд тоже неподъёмные средства. «Не знаю, как на поголовье в 11 тысяч голов КРС можно настроить достаточно площадок, при том, что в сутки каждая корова съедает 60 килограммов кормов», – возмутился депутат Олег Бугаков, возглавляющий племзавод «Ирмень».
Эту резонансную тему председатель новосибирского Заксобрания Андрей Шимкив уже поднимал в апреле на Совете законодателей в Санкт-Петербурге. «В советские времена руководителей хозяйств, которые не вывозили навоз на поля, лишали партбилетов, а те, кто это делал, наоборот, представляли к госнаградам!» — аргументировал тогда спикер. Депутаты согласились, что нововведение может быть разорительным для аграрного бизнеса и решили ещё раз обратиться в профильный комитет Государственной думы с просьбой сообщить в Минсельхоз РФ мнение об исключительной неразумности принятых мер.
Далеко ведущие вопросы вызвал отчёт областной Контрольно-счетной палаты по результатам анализа объектов капстроительства, осуществляемых с использованием средств областного бюджета и незавершённых на 1 января 2023 года. Документ обсуждали на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам 13 сентября. По данным КСП, в 2019-2022 годах количество таких недостроев выросло на 312, достигнув 2496 единиц. В 2022-м из перечня выбыло 1227 объектов. При этом вопросы есть как по выбывшим (далеко не все достроены), так и по оставшимся. Например, в числе недостроев оказались объекты, работы по которым ведутся. В том числе, речь про столь знаковые объекты, как Центральный мост и станция метро «Спортивная». Глава Минстроя Алексей Колмаков объяснил сомнительную адекватность перечня меняющимися требованиями федерального законодательства.
Депутатов интересовала перспектива завершения недостроев, по многим из которых нужна повторная экспертиза. «У меня в наказах корпус больницы №34. Только на его экспертизу нужно 50 миллионов рублей», – заявил Козловский и попросил уточнить, сколько средств понадобится на экспертный анализ всех недостроев. У Минстроя такой цифры не оказалось. На просьбу депутата Евгения Смышляева определить сроки принятия решений, какие объекты достраивать, а какие списывать, Колмаков пообещал уложиться в полгода.
Депутат Вячеслав Илюхин заострил внимание на невыполнении плана Минстроя по 2022 году: из 70 запланированных объектов фактически работы удалось завершить лишь на трёх. По словам Илюхина, ни один частный застройщик не смирился бы с притязаниями подрядчика, сорвавшего сроки, на получение дополнительных средств. Между тем, на объектах, возводимых за госсчёт, это обычная практика. Депутат предположил, что оценку такой практике может дать прокуратура. «Ситуация никого не может удовлетворить: сотни миллионов бюджетных рублей заморожены. Денег, которые должны быть в социальных объектах, в квартирах для малоимущих, детей-сирот. Эти средства могли бы работать на Новосибирскую область», — заявил председатель комитета Олег Подойма. Комитет решил оценить динамику по количеству объектов и объёмам финансирования, зависающих в незавершёнке. Перед вынесением на сессию вопрос детально доработают в формате специальной рабочей группы.