И пусть весь мост подождёт

Областной Минтранс добился в новосибирском арбитраже решения, обязывающего концессионера Центрального моста использовать проектное решение вместо альтернативного. На данной стадии работ это может отложить срок ввода.

По ходу строительства четвёртого моста через Обь и комплекса левобережных развязок «Сибирская концессионная компания», входящая в Группу «ВИС», не раз меняла решения, предусмотренные изначальным проектом. Это не уникальная ситуация для масштабных строек. И не было бы тут великого криминала, когда изменения вносились бы полюбовно, при непротивлении всех сторон соглашения и с благословения государственной экспертизы. В ряде случаев так и было. Депутат горсовета Александр Бурмистров неоднократно заострял вопросы по поводу обоснованности технологических решений СКК. До сих пор его атаки оставались без поддержки Министерства транспорта и других госструктур, ответственных за проект. Но теперь ветер как будто поменялся.

Минтранс просудил с СКК проблему замены одного проектного решения, и этот процесс не выглядит «договорняком» для легализации действий, фактически устраивающих обе стороны. Речь про оцинкованные трубы Nord Arctic для обогреваемых канализационных коллекторов. Вместо них концессионер использовал продукцию ООО «Империя Строй». И даже вроде как получил на то добро от Главгосэкспертизы. Но Минтранс при поддержке правительства Новосибирской области потребовал вернуться к проектному решению. Основанием для претензий стало отсутствие согласования замены с концедентом.

Суд встал на сторону истца. Концессионеру предписано применить проектное решение Nord Arctic. Или аналогичное по техническим характеристикам. Выбранное структурой «ВИС» решение признано несоответствующим. Нынешний вердикт, скорее всего, будет обжалован. И решение, которое вступит в законную силу, будет зависеть от активности и последовательности правительства. Но сам по себе прецедент подсказывает, что могут быть новые похожие иски.

По ходу строительства моста и сопутствующих инженерных объектов использовались непроектные трубы, запорная арматура, окна. Если госструктуры возьмутся отсуживать все внесённые по факту изменения, сроки работ значительно возрастут. Об издержках концессионера мы здесь не говорим. Это не самые большие риски. Есть ещё угроза перевода нарратива в уголовную плоскость. Похожие сценарии в новейшей истории не раз трактовались как мошенничество. До сих пор, впрочем, у правоохранительных структур не было претензий к кейсу Центрального моста. Но это не значит, что они не проявятся в будущем.

Пуск движения по Центральному мосту должен был бы стать событием года для новосибирской транспортной инфраструктуры. Из оговорок профильных чиновников, на которые уже обращал внимание ЦДЖ, следует, что вопрос становится открытым. О полноценном вводе объекта в нынешнем году речи уже не идёт. Поэтому информацию о том, что в декабре президент Владимир Путин приедет перерезать ленту на мосту, появившуюся в некоторых медиа перед губернаторскими выборами, расценили как недружественный вброс или провокацию.

В условиях, когда есть сомнения по поводу легитимности инженерных решений, применённых при строительстве, перед профильными чиновниками во главе с переназначенным министром транспорта Анатолием Костылевским стоит трудный выбор. Либо форсировать сроки сдачи объекта, закрывая глаза на всё. Либо разбираться с вопросами обоснованности проведённых замен, не дожидаясь, пока этим займутся силовики.

Другие новости